Блог

Цифровой рубль для бизнеса: кто обязан принимать в 2026 году

30 сентября 2026

Внедрение цифрового рубля для расчётов между бизнесом и потребителями обусловлено законом № 248-ФЗ от 23 июля 2025 года. Однако не все организации и предприниматели знают, возникает ли у них обязанность применять данное средство платежа.

В статье расскажем, что представляет собой цифровой рубль, кто обязательно должен его использовать, в какие сроки внедряется, какие штрафы влечёт отказ от его применения.

Цифровизация множества бизнес-процессов для российских компаний и предпринимателей продолжается. Напоминаем, что в Сбер2B ЭДО вы можете автоматизировать документооборот и обмен самой разнообразной коммерческой информацией с контрагентами — от ретейла до логистики — и соблюдать требования к законодательству о работе с маркированными товарами, оформлению электронных перевозочных документов и многое другое.

Что такое цифровой рубль и чем он отличается от безналичных денег?

Цифровой рубль — это третий вид национальной валюты, дополняющий безналичные и наличные денежные средства. Один цифровой рубль по курсу равен обычному рублю. Несмотря на то, что может возникнуть ощущение, что он ничем не отличается от «безнала», механика их существования и сферы применения разнятся:

  1. Место хранения. Обычные безналичные рубли хранятся на счетах и вкладах коммерческих банков, выбранных клиентами в качестве обслуживающей финансовой организации. С цифровым рублём всё иначе: он хранится в едином кошельке на платформе Банка России. Доступ к этому кошельку можно получить через приложение коммерческого банка, работающего с платформой ЦБ РФ, и переводить деньги между счетами и картами нет никакой необходимости. Владелец цифровых рублей защищён от рисков отзыва лицензий или банкротства обслуживающих его коммерческих банков, поскольку средства хранятся на платформе Банка России.

  2. Работа исключительно в качестве средства платежа. Цифровой рубль создан для того, чтобы стороны могли быстро совершать переводы и платежи между кошельками внутри платформы Банка России. Его нельзя использовать как средство накопления или получения иных выгод (например, бонусов или кэшбека — возврата части средств при покупках). Иными словами, с цифровым рублём нельзя открывать вклады или накопительные счета. Однако его можно использовать в смарт-контрактах (от англ. smart — «умный»): заранее запрограммировать платёж, чтобы он прошёл при соблюдении определённых условий. Например, чтобы поставщик получил оплату только после фактической отгрузки товара.

  3. Полная прозрачность финансовых операций. У каждого цифрового рубля есть свой уникальный код, и ЦБ РФ сможет отследить его движение из кошелька в кошелёк.

Цифровой рубль можно свободно конвертировать в наличные или безналичные рубли. В будущем ожидается, что с ним разработают способы офлайн-оплаты в населённых пунктах и местах без возможности подключения к интернету.

Кому обязательно принимать цифровой рубль с 1 сентября 2026 года?

Применять цифровой рубль обязан бизнес, одновременно соответствующий критериям, прописанным в ч. 7 ст. 4 закона № 248-ФЗ:

  • он оказывает услуги, продаёт товары, выполняет работы для потребителей (клиентов физических лиц);

  • выручка за 2025 год превысила 120 млн руб.;

  • есть заключённый договор о приёме электронных средств платежа (он же договор эквайринга) с системно значимой кредитной организацией (СКЗО) или компанией, признанной значимой на рынке платёжных услуг, на 1 января 2026 года — узнать, относится ли банк к таковым, можно на сайте ЦБ РФ.

Этапы внедрения цифрового рубля в России

Впоследствии расчёты цифровым рублём затронут всё большее количество компаний и предпринимателей (ч. 8 и 9 ст. 4 закона № 248-ФЗ):

  • с 1 сентября 2027 года работать с данным средством платежа будет обязанностью бизнеса с выручкой за 2026 год, превышающей 30 млн руб.;

  • с 1 сентября 2028 года — для всех остальных продавцов, исполнителей и подрядчиков.

Кому не нужно переходить на цифровые рубли?

Ст. 1 закона № 248-ФЗ прописывает, кто обязан (в том числе в будущем) применять цифровые рубли, а кто освобождён от этого. Отметим, что закон может поменяться в дальнейшем, однако на 30 сентября 2026 года полностью от цифрового рубля освобождены:

  • продавцы, владельцы агрегаторов, исполнители, выручка которых ниже 20 млн руб. в год;

  • бизнес ведёт деятельность в месте, где отсутствует интернет и / или мобильная связь;

  • торговые объекты, годовая выручка которых не превышает 5 млн руб. в год.

Штрафы за отказ принять цифровой рубль

Если бизнес, обязанный применять цифровой рубль, не исполнит это обязательство, то он будет считаться нарушителем прав потребителей. Его могут оштрафовать по ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ:

  • должностным лицам может грозить штраф в размере 15 000 – 30 000 руб.;

  • юридическим лицам — 30 000 – 50 000 руб.

Штраф налагается за каждый случай отказа принять платежи в цифровых рублях.

Тарифы и комиссии для бизнеса

Тарифы и комиссии для бизнеса, работающего с цифровым рублём, указаны на сайте Банка России. До 31 декабря 2026 года все переводы и платежи с ним полностью бесплатны.

Однако с 1 января 2027 года внедряются следующе тарифы и комиссии:

Ситуация

Кто платит комиссию

Размер тарифа

Оплата товаров, работ и услуг гражданами в пользу ИП и компаний (кроме ЖКХ-услуг)

Получатель денежных средств

0,3% от суммы перевода (максимум — 1 500 руб. за 1 платёж)

Оплата гражданами ЖКХ-услуг

Получатель денежных средств

0,2% от суммы платежа (максимум — 10 руб. за 1 перевод)

Платежи от бизнеса бизнесу

Отправитель денежных средств

15 руб. за 1 платёж

Платежи от бизнеса на счета Федерального казначейства (и обратно)

—

Без комиссии

Использовать цифровые рубли выгодно для бизнеса, поскольку комиссии стандартного эквайринга варьируются в пределах 1,5-3%, а переводы по Системе быстрых платежей (СБП) — 0,4-0,7%.

Частые вопросы

Чем отличается цифровой рубль от криптовалюты?

Цифровой рубль — это официальное средство платежа на территории России. Он выпускается и контролируется ЦБ РФ. Он обеспечен государственными гарантиями и золотовалютными резервами. Криптовалюта же выпускается децентрализованно разными майнерами, не является официальным средством платежа на территории России, и её стоимость определяется спросом и предложением, реального обеспечения у неё нет.

Что нужно настроить на кассах для работы с цифровым рублём?

Касса должна быть настроена на отображение универсального QR-кода, после сканирования которого будут списаны средства с кошелька клиента. Также на кассе необходимо подготовить выбор способа оплаты «Цифровой рубль».

Как считать порог выручки в 120 млн руб.: только по розничной торговле или в целом?

Необходимо учитывать выручку в целом. Например, если у вас годовая выручка 200 млн руб., из которых 100 млн вы зарабатываете на оптовой торговле, а 100 млн — на розничной, вы всё равно подпадаете под действие закона № 248-ФЗ.

Обязательно ли хранить выручку в цифровых рублях?

Нет, бизнес, на которого распространяются положения закона № 248-ФЗ, обязан принимать платежи от физических лиц в цифровых рублях. Переводить в них всю выручку нет необходимости, можно также продолжать пользоваться безналичиными и наличными денежными средствами.

Электронный документооборот с контрагентами за 0₽
Подключи сервис ЭДО
за 0₽
Наши продукты

ЭДО

Электронный документооборот с контрагентами

EDI

Электронный обмен данными

Отчетность

Отчетность в государственные органы

УЦ

Удостоверяющий центр
Электронный документооборот с контрагентами за 0₽
Подключи сервис ЭДО
за 0₽