Торговля и транспортные расходы: какие формы бывают и как их учитывать
Любой бизнес пользуется транспортной логистикой. Каждая торговая компания нуждается в транспортных услугах – начиная доставкой сырья и заканчивая транспортировкой сотрудников на рабочее место. Неважно, использует предприятие собственные транспортные средства или наёмные – необходимо настроить постоянный учет и правильно списывать средства. Это важно для комфортного взаимодействия с налоговой и предотвращения дополнительных проверок.
В статье расскажем, какие бывают группы транспортных расходов и как их учитывать в бизнесе. А также о том, как переход на электронные транспортные накладные улучшит вашу работу.
Несмотря на то, что издержки на транспортные услуги бывают очень разнообразными, условно их можно разделить на три основные группы:
-
Расходы на доставку приобретаемых объектов имущества – к таким объектам могут относиться материалы, сырьё;
-
Расходы на доставку и предоставление потребителям своей продукции или услуг;
-
Издержки на обслуживание транспортных средств – сюда входят аренда, содержание автомобильного парка, ГСМ, ремонт и покупка запчастей, техобслуживание ТС.
Транспортные затраты организации могут варьироваться в очень широком диапазоне, всё зависит от масштаба бизнеса и направления деятельности. Так, экспедиционная фирма может тратить на это до 90% средств, а консалтинговая – минимум средств. Чем выше логистические расходы, тем больше внимания будет от ФНС к их учету.
Прямой и косвенный транспортный расход
К прямым расходам относятся собственно траты на себестоимость продукции, учет по ним принято составлять соответственно процессу сбыта. Косвенные затраты списываются сразу и учитывать их принято в числе прочих трат. Компания сама определяет, какие затраты к какому виду отнести, однако налоговую может не устроить ваше распределение косвенных расходов, и она может назначить дополнительно налог на прибыль. Таким образом, некоторые расходы имеют переменный характер и могут относиться то к прямым, то к косвенным.
Затраты на транспортировку сырья
Если производство для своей работы закупает материалы у других предприятий и самостоятельно осуществляет транспортировку либо пользуется услугами перевозчиков, такие расходы принято относить к прямым. В учете их можно списать не в полном размере на собственную стоимость сырья, а распределить между нереализованной и реализованной продукцией с использованием специальных формул.
Закупая основное средство, компания должна включить стоимость его транспортировки в состав фактических расходов. Производство включает издержки на доставку сырья в материальные расходы и относит их к МПЗ. Тогда это будут прямые затраты.
Расходы на транспортировку продукции потребителю
Налоговый Кодекс регулирует учет издержек на отправку товаров потребителю и относит их к косвенным. Прочие транспортные затраты также будут считаться косвенными.
При транспортировке ресурсов потребителям производство относит расходы к материальным. Их можно распределить к косвенным и оформить накладную ТТН и ТОРГ12.
Для исключения рисков потери или порчи накладных воспользуйтесь сервисом СберКоруса и перейдите на электронные транспортные накладные (ЭТрН).
Расходы на обслуживание транспортных средств
К ним добавляются затраты на ГСМ, оплата штрафов, паркинга, страховых услуг, оплата услуг по восстановлению и покупка запасных деталей. Расходы на топливо считаются прочими тратами, относящимися к производству и сбыту. Во многих случаях их можно отнести к материальным затратам.
Оплата ремонта и покупка запчастей – косвенные расходы. Их можно списывать по акту выполненных работ и сметам по ремонту. Важно, чтобы затраты на ремонт транспортного средства соответствовали действительности.
Также любому транспортному средству нужна страховка. Траты по ОСАГО являются косвенными и определяются в числе прочих. Траты по КАСКО также являются прочими издержками организации. Оплата паркинга относится к косвенным. Оплату штрафа нельзя отнести к расходам.
Если компания арендует транспортные средства, арендная плата учитывается в числе прочих трат, относящихся к производству продукции. Если транспортное средство используется временно для выполнения основной деятельности, расходы относятся к прямым.
Переход на электронные транспортные накладные
Для оптимизации процессов транспортировки воспользуйтесь сервисом автоматизации от СберКоруса. В нём доступны не только электронные транспортные накладные, но и другие сопутствующие документы для всех этапов грузоперевозки: заявка на транспортировку, экспедиторская расписка, поручение экспедитору, реестр рейсов и УПД на транспортные услуги. Использование электронной документации станет обязательным с 2022 г., поэтому рекомендуем вам уже сейчас перейти на этот формат и оценить все его преимущества. Благодаря электронному документообороту вы избавлены от бумажной волокиты, отгрузка и приемка занимают существенно меньше времени, вы можете мониторить процесс доставки на всех этапах и корректировать документы с контрагентами в режиме реального времени. Также ЭДО упрощает взаимодействие с ФНС, ведь доступ ко всем необходимым документам всегда у вас под рукой в несколько кликов.
Узнать больше о преимуществах электронных транспортных накладных
Telegram-канал СберКорус