Стратегия развития: как ее составить?
Если бизнес не приносит прибыль, а конкуренты уводят клиентов, пора сесть за разработку стратегии развития организации. Она позволит компании достичь поставленной цели. Рассказываем, как это работает и на что следует обратить внимание в первую очередь.
Как понять, что пора?
Для начала необходимо ответить на несколько вопросов:
-
Стремитесь ли вы вывести бизнес на новый уровень?
-
Хотите ли изучить перспективные площадки сбыта?
-
Желаете ли вы сделаться лидером в нише?
Даже один утвердительный ответ – это уже повод для формирования деловой стратегии предприятия, которая подразумевает:
-
алгоритм действий по реализации;
-
контроль за штатом, методами и результативностью работы;
-
изучение плюсов и минусов бизнеса;
-
грамотное распределение ресурсов;
-
сосредоточенность на главном, позволяющая обыграть соперников;
-
осознание, что делать при форс-мажорах и неопределенности.
Перспективы, описываемые стратегией развития предприятия, должны быть в 2-3 продолжительнее, чем история компании. Так, для пятилетней компании стратегия пишется на 10–15 лет.
Типы стратегий
Каждому виду бизнеса нужна своя стратегическая тактика, свой подход. Здесь важно учитывать масштаб проекта, возможности, цели. Можно смело сочетать ряд стратегий. Вот их основные типы.
Стратегия |
Суть |
Основная |
Помогает развивать продукцию и услуги, компанию в целом. Подсказывает, как распределять ресурсы между подразделениями, организации, стоит ли поменять управленческую структуру, какие бизнес-проекты помогут усовершенствовать деятельность. |
Конкурентная |
Помогает стать лучшим среди равных – благодаря созданию уникального продукта или ориентации на узкую ЦА. |
Функциональная |
Затрагивает и налаживает рабочие процессы — от производства до продаж. |
Продуктовая |
Подразумевает изменение ассортимента и создание товарной матрицы. |
Финансовая |
Описание денежных ресурсов и их источников, доходов, самых частых трат. Стратегия показывает, как компания может достичь своей цели, например, роста прибыли. |
Маркетинговая |
Эта стратегия создается для привлечения новых клиентов и повышения прибыльности предприятия. В ней нужно отразить преимущества бизнеса перед конкурентами, аудиторию, каналы сбыта и продвижения и пр. |
Концентрированный рост |
План действий помогает укрепить позиции фирмы в своем сегменте, доработать товар или создать новый. Здесь можно развивать три вектора: вывод продукта в лидеры, поиск других рынков сбыта, запуск специальной линейки. |
Вертикальная интеграция |
Цель этого алгоритма шагов — присоединить к компании новые структуры. Это можно сделать, поглотив предприятия, работающие в смежных областях (к примеру, поставщиков) или создав свое производство. |
Диверсификация |
Стратегия для бизнеса, уже достигшего вершины в своей сфере. Дальше задача проекта - развиваться уже за счет собственных ресурсов. |
6 шагов по написанию
-
Поставьте цель развития бизнеса. Владелец или руководитель должен четко понимать, на какой результат работает предприятие, и какими способами может быть достигнута реализация задуманного. Менеджерская верхушка и руководители отделов должны трудиться на одну цель, чтобы не получилось, как в басне про лебедя, рака и щуку.
-
Проведите SWOT-анализ. В табличке на четыре столбца распишите преимущества фирмы, ее недостатки, перспективы для роста, факторы возможных угроз. Это поможет проанализировать состояние бизнеса в конкретной точке времени.
-
Оцените условия. Вы должны четко представлять, в каких условиях вам предстоит развивать компанию. Изучите тренды рынка, старайтесь применить их с выгодой для себя.
-
Продумайте тактику, программу действий – она делает из игрока капитана: определите порядок действий, которые нужно предпринять для ощутимого результата в ближайшее время и с минимумом затрат - возможно, нанять новых сотрудников или сменить поставщиков.
-
Разработайте план распределения ресурсов. Заглядывайте в него, сверяя текущие показатели предпринимательства с намерениями.
-
Вносите коррективы: перемены будут происходить всегда, и их нельзя игнорировать.
Написать стратегию роста предприятия может как его собственник, директор или учредитель, так и заинтересованные в ее развитии сотрудники. Можно поручить выработку этого плана и консалтинговому агентству – они лучше представляют себе тренды рынка.
Возможные ошибки
-
Слишком короткая бизнес-стратегия компании.
-
Слишком абстрактная стратегия — много правильных, но неконкретных формулировок; с таким документом никто не сверяется, он никак не помогает влиять на ситуацию.
-
Чрезмерно конкретная стратегия развития организации, лишающая инициативы и снимающая ответственность.
-
Неверный анализ целевой аудитории.Чтобы этого не допустить, на стадии идеи необходимо идеи изучить основные похожие предприятия, определить ЦА, сформулировать свое уникальное предложения и преимущества, вложиться в сайт и рекламные посылы с учетом потребностей потенциальных клиентов.
-
Игнорирование правовой и налоговой формы. На первых порах многие субъекты предпринимательской деятельности, влезая в кредиты на развитие производства, силятся сэкономить и выбирают самозанятость. Но при выходе на «промышленные» обороты они сами себя загоняют в тупик: не могут принять сотрудников и «ударяются» о лимит дохода для плательщиков НПД. Это ограничивает коммерческие возможности для поиска клиентов и не дает развиваться.
Изначально ресурсы стоит направить на нахождение клиентов и достижение желаемого дохода, а уже после этого переходить в ИП.
Без стратегии развития ни один бизнес не «вырастет». Но ее выбор всегда зависит от поставленных целей. При этом разумнее комбинировать несколько подходов – это будет развивать разные стороны и направления проекта.
Если выработка и ведение стратегии пока вызывает у вас вопросы, рекомендуем опираться на экспертную информацию. В лаконичном виде она изложена в шпаргалках, памятках и чек-листах СберКорус: все понятно, доступно и полезно!
Telegram-канал СберКорус