Проверка Роскомнадзора: как к ней подготовиться, чтобы избежать штрафов


Как подготовиться к проверке Роскомнадзора и избежать штрафа. Что проверяет Роскомнадзор и как часто – узнайте в нашей статье.
С 27 июля 2006 года в Российской Федерации действует Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных». Этот закон регулирует деятельность многих организаций в стране, а за исполнением требований законодательного акта следит Роскомнадзор. На практике многие организации узнают о хитросплетениях законодательства непосредственно во время аудита, который проводит контролирующий орган.
Как часто проводятся проверки Роскомнадзора
Федеральная служба по надзору в сфере связи проводит несколько видов аудита. Проверки можно разделить по срокам:
-
плановые;
-
внеплановые.
Плановые проверки проводятся по утвержденному Плану, опубликованному на сайте регионального Управления Роскомнадзора в Плане деятельности управления. При плановом аудите служба присылает уведомление о проверке не позднее чем за 3 дня до ее начала.
Внеплановый аудит, как правило, назначается после выявления нарушений в деятельности организации, которая осуществляет сбор и обработку персональных данных пользователей, или жалоб пользователей на незаконную обработку данных. О проведении такой проверки федеральная служба уведомляет всего за 24 часа до ее начала.
Начиная с 2016 года, Роскомнадзор внедрил практику систематического наблюдения. Это значит, что сайт организации – оператора связи – с определенной частотой проверяется на соответствие требованиям № 152-ФЗ. Федеральная служба не публикует список организаций, которые будут подпадать под интерес в выделенный период, но разделяет сферы деятельности, которые находятся под пристальным контролем: это государственные и муниципальные органы, учреждения образования, финансово-кредитные организации, организации здравоохранения и пр.). Если федеральная служба обнаруживает нарушения на сайте в ходе систематического наблюдения, то выносит предписание об их устранении в положенный срок. Кроме того, может быть назначена дополнительная внеплановая проверка.
Аудит может быть документарным. Это значит, что федеральная служба по надзору в сфере связи запрашивает список документов, копии которых требуется предоставить в территориальное управление Роскомнадзора.
Нередко проверка осуществляется в формате инспекционного визита.
Что проверяет Роскомнадзор
Стоит выделить несколько ключевых вопросов, которые во время аудита обращают на себя внимание контролирующего органа:
-
Наличие Уведомления об обработке персональных данных и соответствие указанной в нем информации. Роскомнадзор отслеживает актуальность Уведомления, поэтому в случае смены цели обработки персональных данных или ответственного лица необходимо предупреждать федеральную службу.
-
Соответствие документа о защите персональных данных требованиям законодательства. Их достаточно много: в организации должны регулярно проводиться внутренние мероприятия по проверке и защите персональных данных, данные должны уничтожаться по достижении цели их получения и обработки, а доступ к помещениям и носителям информации должен быть контролируемым. Причем все эти действия должны быть подкреплены документально.
-
Соответствие формы согласия на обработку персональных данных.
-
Наличие разрешения на обработку специальных категорий персональных данных.
-
Соблюдение условий Положения о локализации хранения персональных данных.
-
Осведомленность сотрудников о положениях законодательства РФ о работе с персональными данными и локальными актами организации.
Как готовиться к проверке персональных данных Роскомнадзора
Так как аудит бывает плановым и внеплановым, организациям рекомендуется всегда быть наготове. Кроме того, есть несколько мер, которые помогают подготовиться и пройти аудит.
-
Можно прибегнуть к помощи сторонних специалистов, которые осуществляют сбор необходимой информации, разработку и утверждение пакета документации. Этот метод подходит для тех, кто только начинает работу. В законодательной базе регулярно фиксируются изменения, а федеральная служба строго следит за соблюдением требований законодательства.
-
Самостоятельная подготовка к аудиту не всегда проходит успешно, так как отсутствие квалифицированных специалистов и знаний тонкостей законодательства приводят к ошибкам.
-
Использование специальных сервисов помогает существенно снизить риски ошибок. Например, сервис проверки контрагентов позволяет провести комплексную проверку на благонадежность и снижает потенциальные угрозы для бизнеса.
Подготовка к аудиту Роскомнадзора выглядит следующим образом:
-
Внутренняя проверка, которая поможет проанализировать процесс обработки персональных данных в организации. Выделяются список информационных систем, в которых осуществляется процесс сбора и обработки персональных данных, цели обработки, категории данных и субъектов, данные которых собирает организация.
-
Назначение лиц, ответственны за организацию и процесс сбора персональных данных и их безопасность.
-
Разработка и утверждение документации, закрепляющей внутренний порядок работы с персональными данными.
-
Составление и направление уведомления о намерении осуществлять обработку и сбор данных в Роскомнадзор.
Специальные инструменты, в число которых входит и сервис проверки контрагентов, упрощают процесс сбора и обработки персональных данных и повышают безопасность этого процесса для бизнеса.
При выявлении нарушений федеральная служба по надзору в сфере связи оформляет акт с предписание об устранении и передает информацию в суд. Нарушения в области персональных данных караются штрафами от Роскомнадзора в размере до 200 000 рублей должностным лицам, до 6 000 000 рублей – организациям.
Успешно пройти проверку вполне реально, для этого важно разработать полный пакет документации, регулярно его актуализировать и изучать успешный опыт прохождения аудита сторонними организациями, работающими в смежных сферах.


Сфера Документы

Сфера Торговля

Сфера Отчётность
