Правила маркировки упакованной воды в 2024-2025 гг.
Обязательная маркировка упакованной воды началась в конце 2021 года, и правила работы с данным видом товаров постоянно претерпевают изменения. В статье напомним, какую продукцию нужно маркировать, что ждёт участников оборота в 2025 году.
Какую воду нужно маркировать?
Обязательная маркировка воды распространяется на следующие категории товаров:
-
газированные или нет, искусственные или природные минеральные воды;
-
любая питьевая вода без добавления ароматизаторов или подсластителей;
-
детская питьевая вода.
Для того, чтобы точно определить, что относится к упакованной воде для маркировки, нужно знать код товара из ТН ВЭД или ОКПД 2. Подробные описания кодов есть в постановлении Правительства РФ № 841 от 31 мая 2021 года.
Не нужно проводить через систему «Честный ЗНАК»:
-
упакованную воду, которую хранит у себя изготовитель;
-
снег, лёд;
-
воду, которую официально используют дипломатические представительства;
-
воду на экспорт, а также размещённую на таможенный транзит или склад;
-
ввозимую из других стран физическими лицами воду для личного потребления;
-
образцы упакованной воды для проведения испытаний или рекламы;
-
воду, которую реализуют через магазины беспошлинной торговли;
-
воду, приобретённую по сделкам, составляющим гостайну;
-
разливную воду на месте продажи, когда продавец наливает её в бутылки покупателей прямо в магазине.
Особенности работы с маркировкой разными участниками оборота
Работа с маркировкой упакованной воды в «Честном ЗНАКе» у каждого участника оборота происходит по-разному. Кратко объясним нюансы:
-
Компании, добывающие питьевую воду, обязаны при введении продукции в оборот указывать номер скважины, а также номер лицензии на пользование недрами.
-
Импортёры и производители обязаны заполнить карточки товаров в Национальном каталоге «Честного ЗНАКа», заказать коды маркировки для своей продукции и нанести их на упаковку, отправить отчёт о нанесении в государственную систему. С 1 марта 2024 года необходимо отправлять в «Честный ЗНАК» данные о товаре в объёмно-сортовом учёте. Для контрагентов составляются универсальные передаточные документы (УПД), где прописывается код GTIN товаров, а также их количество при отгрузке. Производители и импортёры также выводят из оборота коды маркировки при порче товара или при обнаружении брака.
-
Розничные магазины и предприятия общепита, продающие воду посетителям в упаковке, через сервис ЭДО принимают товар от поставщика. Вывод продукции из оборота происходит через кассу после продажи конечному потребителю. Также они обязаны выводить воду из оборота по причинам, не связанным с розничной продажей (например, истечение у товара срока годности).
-
Кафе, рестораны, которые используют упакованную воду для приготовления блюд и напитков, выводят их из оборота по причинам, не связанным с розничной продажей, и указывают эти данные в сервисе ЭДО.
Автоматическая отправка данных в «Честный ЗНАК» после подписания УПД контрагентами доступна в сервисе СФЕРА Курьер бесплатно.
Нововведения с 2025 года
С 1 марта 2025 года стартует новый этап маркировки упакованной воды — поэкземплярный учёт. Это означает, что государство будет отслеживать передвижение каждой упаковки товара. Участникам оборота придётся проверять все коды маркировки при отгрузке и приёмке, продаже и списании упакованной воды.
Чтобы автоматизировать работу, участникам оборота потребуются:
-
стационарные сканеры или терминалы сбора данных для сверки кодов маркировки;
-
сотрудники, которые будут сканировать и сравнивать коды;
-
перестройка логистики — важно будет не перепутать товары и направить их корректному контрагенту, прописанному в качестве покупателя в УПД, поскольку за ним будут закреплены упаковки воды с определёнными кодами маркировки.
Telegram-канал СберКорус