Войти
Блог

Ответственность по 44-ФЗ: какие ошибки допускают заказчики и чем за это расплачиваются

10 октября 2024

Правила проведения закупок по 44-ФЗ строго определены и подробно описаны, тем не менее нарушения фиксируются довольно часто. Встречаются ошибки в описании объектов закупки, несоблюдение порядка и сроков размещения закупочной документации, неправомерное отклонение заявок участников. А за нарушения в сфере закупок по 44-ФЗ предусмотрена административная и уголовная ответственность. Расскажем о наиболее частых нарушениях и приведем примеры.

Описание объекта закупки

Правила описания закупаемых товаров, работ или услуг регламентирует ст. 33 44-ФЗ. Ключевой момент заключается в следующем: для описания объекта необходимо использовать КТРУ (каталог товаров, работ и услуг), а если объекта в каталоге нет — функционал ЕИС. В первом случае характеристики закупаемых товаров указываются в соответствии с КТРУ, а если заказчик указывает дополнительные характеристики, которых в каталоге нет, требуется обоснование их применения. При отсутствии объекта закупки в КТРУ заказчик использует функционал ЕИС, указывая код товара, работы или услуги из ОКПД2.

Какие ошибки допускают заказчики:

  • не формируют описание объекта закупки с использованием функционала ЕИС;

  • дают разную информацию в документарном и структурированном описании;

  • устанавливают для участников недопустимые требования по заполнению характеристик товара в заявке.

Пример:

Поступила жалоба от участника электронного аукциона на поставку медоборудования на то, что заказчик указал не все коды из КТРУ, соответствующие закупаемому товару. Заказчик дал разъяснения, на основании которых УФАС Пермского края признал жалобу необоснованной. Однако в ходе внеплановой проверки выяснили, что заказчик должен был указать характеристики закупаемого товара с использованием функционала ЕИС, но не сделал этого. Комиссия признала в действиях заказчика нарушение п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, но предписание не выдала, так как выявленное нарушение не повлияло на результат закупки. При этом материалы жалобы передали должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц заказчика к административной ответственности.

Применение национального режима

Если заказчик закупает товары, имеющие ограничения по национальному режиму, он должен указывать это в извещении и разъяснять, на основании какого постановления применяется национальный режим и какие документы нужны для участия в торгах.

Какие ошибки допускают заказчики:

  • неправильно выбирают код ОКПД2, а именно от него зависит применение правил национального режима;

  • не применяют ограничения по национальному режиму.

Пример:

Участник открытого конкурса на право выполнения работ по установке инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, не получивший контракт, жаловался на недобросовестную конкуренцию. Жалобу признали необоснованной. Однако в ходе проверки комиссия выяснила, что заказчик не установил ограничение на допуск радиоэлектронной продукции иностранного производства, чем нарушил п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе. За данное нарушение предусмотрена административная ответственность, согласно ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Извещения о закупке

Перед размещением извещения заказчик должен проверить, соответствует ли информация той, что в проекте контракта. Также закон устанавливает обязательство в определенные сроки отвечать на запросы участников о разъяснениях. По этим двум пунктам часто фиксируют нарушения. Кроме того, довольно часто заказчики нарушают порядок внесения изменений в извещение — не соблюдают срок внесения изменений (это допускается не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие) либо сохраняют срок подачи заявок после внесения изменений, хотя по закону его нужно продлевать.

Пример:

Участник закупки пожаловался на неполучение разъяснений по закупке от заказчика. Согласившись с жалобой, заказчик пояснил, что разъяснения не были предоставлены в связи с нахождением в отпуске ответственного сотрудника. Данное нарушение повлекло передачу материалов жалобы уполномоченному лицу УФАС для рассмотрения вопроса о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности.

Рассмотрение заявок

Заказчик может неправомерно отклонить заявку участника. Если при рассмотрении жалобы выясняется такое нарушение, то, как правило, результаты закупки аннулируют.

Пример:

В Приморское УФАС России поступила жалоба участника на действия комиссии заказчика при проведении аукциона в электронной форме на поставку системных блоков о неправомерном отказе в допуске заявки. Заказчик пояснил, что посмотрел характеристики товара, предлагаемого поставщиком, в интернете и выявил расхождения с информацией в заявке, вследствие чего заявку отклонил. Комиссия признала действия заказчика неправомерными, так как информацию в интернете нельзя считать объективной. Жалобу признали обоснованной, зафиксировали нарушение п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона № 44-ФЗ, выдали заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения и передали материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.

Виды ответственности по 44-ФЗ

1. Административная

Заказчика по 44-ФЗ могут привлечь к административной ответственности за нарушения:

  • при принятии решения о способе и об условиях определения контрагента (ст. 7.29 КоАП РФ);

  • при планировании закупок (ст. 7.29.3 КоАП РФ);

  • при размещении в ЕИС информации и документов (ст. 7.30 КоАП РФ);

  • при ведении протоколов в ходе осуществления закупки (ст. 7.30 КоАП РФ);

  • при описании объекта закупки (ст. 7.30 КоАП РФ);

  • при ведении реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (ст. 7.31 КоАП РФ);

  • при возврате обеспечения заявок (ст. 7.31.1 КоАП РФ);

  • порядка заключения, изменения, расторжения контракта (ст. 7.32 КоАП РФ);

  • срока и порядка оплаты товаров, работ или услуг (ст. 7.32.5 КоАП РФ).

Штрафы выписывают как должностным, так и юридическим лицам. Для должностных лиц они могут достигать 50 000 рублей, а для юридических — 500 000. За повторные административные правонарушения может быть назначена дисквалификация.

Сроки привлечения к административной ответственности:

  • в течение 1 года с момента совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ);

  • в течение 1 года с момента обнаружения нарушения, если оно длящееся (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ);

  • за нецелевое использование бюджетных средств — в течение 2 лет (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

2. Уголовная

Уголовная ответственность заказчика в закупках по 44-ФЗ может наступить:

  • за злоупотребления в сфере закупок (ст. 204, 170.2 УК РФ);

  • за подкуп работников контрактной службы (ст. 204, 291, 200.5 УК РФ);

  • за провокацию взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок (ст. 304 УК РФ).

Наказать могут достаточно крупным штрафом до 1 млн рублей, принудительными работами и лишением свободы (за некоторые нарушения — до 12 лет).

Подписывайтесь на наш
Telegram-канал СберКорус
Наши продукты

СФЕРА EDI

Обменивайтесь финансовой, коммерческой, логистической документацией с партнерами.

Электронная подпись

Квалифицированная ЭП для взаимодействия с госорганами и партнерами.

СФЕРА Отчётность

Отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат в режиме онлайн.

Сервис проверки контрагентов

Проверка надежности по 20+ официальным источникам.
СберКорус Контакты:
Адрес: Б.Сампсониевский пр., 68Н Санкт-Петербург,
Телефон:8 800 100-8-812, Электронная почта: help@esphere.ru