Особенности бухучёта на маркетплейсах: как проводить хозяйственные операции


Продавцы, сотрудничающие с маркетплейсами, должны быть готовы к тому, что бухучёт хозяйственных операций отличается от стандартных. Также существует ряд нюансов в зависимости от системы налогообложения, которую применяет организация или ИП. В статье разберём, как работает бухгалтерский учёт с маркетплейсами, какие проводки использовать и что отражать в товарных накладных.
В чём ключевое отличие бухгалтерского учёта на маркетплейсах?
Маркетплейсы сотрудничают с продавцами по разным схемам:
-
Агентский договор. Маркетплейс становится посредником между продавцом и покупателем, получая вознаграждение за «сводничество» сторон. Здесь нужно учитывать, что товар не сразу попадает к клиенту, потому нужно особое внимание уделять тем из них, что отправились на склад торговой площадки, но ещё не дошли до покупателя. При этом на практике права и обязанности по отношению к клиенту возникают у продавца, а не маркетплейса.
-
Комиссионный договор. Здесь маркетплейс самостоятельно вступает в правоотношения с покупателями, хотя и за счёт продавца. За это торговая площадка получает вознаграждение от предпринимателя или компании в виде комиссии. Право собственности на товар остаётся за продавцом, пока его не выкупит клиент.
-
Договор оказания услуг. В этом случае маркетплейс оказывает продавцу услуги, не вмешиваясь в сам процесс купли-продажи товаров. Например, фирма или ИП могут воспользоваться услугами хранения на складе и / или перевозки товаров до пункта выдачи или непосредственно до адреса покупателя. Право собственности на товар также остаётся за продавцом, пока его не получит клиент.
Вне зависимости от того, по какой схеме будет вестись работа с маркетплейсами, важно, что они работают через сервисы электронного документооборота. С их помощью нужно обмениваться УПД, актами приёмки товаров, накладными, отчётами. Если вы реализуете товар, подлежащий обязательной маркировке, то сервис отправит все данные в Честный ЗНАК после подписания документов всеми сторонами. СберКорус поможет подключиться к электронному документообороту с Wildberries, Ozon и Мегамаркет за 1 рабочий день.
Как вести бухгалтерию на маркетплейсах?
Рассмотрим особенности ведения бухгалтерского учёта на маркетплейсах.
Поступление товаров
Бухгалтеру, руководителю организации или ИП (в зависимости от того, кто ведёт бухучёт) необходимо отразить поступление товаров в учётной базе. Для этого нужно обязательно проверять товарные накладные от поставщика. Обращаем внимание на следующую информацию:
-
сведения о стране происхождения (в случае, если товар зарубежный, также необходимо посмотреть номер декларации на товары, известный также как ГТД);
-
данные о самом товаре и поставщике;
-
закупочная цена и, при наличии, сумма НДС.
С товарами могут быть и иные сопроводительные документы: инвойс (при импорте), счёт-фактура, УПД.
При поступлении на склад нужно фиксировать следующую информацию:
-
реквизиты товаросопроводительных документов;
-
стоимость товаров;
-
данные о поставщике;
-
количество товаров.
Перемещение товаров
Здесь уже переходим к непосредственному учёту в бухгалтерии на маркетплейсах. Направляя товары покупателю, они ещё не считаются реализованными. В этом случае нужно:
-
использовать проводку Дт 45.01 Кт 41.01 — так мы отражаем, что товар был передан маркетплейсу;
-
в случае, если ИП или организация продают товары собственного производства, нужно использовать в дебете счёт 43 (уточняющие реквизиты зависят от типа продукции);
-
создать документы о перемещении товара (например, о передаче на хранение без изменения права собственности на него).
Продажа товаров
Для учёта реализованных товаров можно использовать УПД продавца или отчёты маркетплейса. Проводки при работе с маркетплейсами будут следующими:
-
Дт 76.02 (расчёты с дебиторами и кредиторами) / Дт 62.01 (расчёты с покупателями и заказчиками), Кт 90.01 (выручка) — здесь фиксируется полученная выручка от реализации товаров;
-
Дт 90.03 Кт 68.02 — здесь фиксируется НДС (при наличии);
-
Дт 90.02 Кт 45 — списание переданного маркетплейсу товара и его себестоимости.
Вознаграждение маркетплейсу
Рекомендуется создать несколько субсчетов, чтобы не путаться в расчётах с торговой площадкой. Например:
-
субсчёт 76.01 для расчёта с маркетплейсом за товары;
-
субсчёт 76.02 для выплаты агентского, комиссионного вознаграждения или оплаты услуг маркетплейса.
Возможна проводка Дт 76.02 Кт 76.01, если торговая площадка сразу удерживает своё вознаграждение при переводе денег продавцу. НДС отражается в проводке Дт 19 Кт 76.01. Фактический приход средств от маркетплейса фиксируется проводной Дт 51 Кт 76.02.
Возвраты товаров
Здесь может быть несколько ситуаций:
-
Маркетплейс не смог продать товар. В этом случае нужно совершить обратную проводку Дт 41 Кт 45, чтобы продавец смог обратно принять на учёт товары. Подтвердить операцию нужно актом или накладной от маркетплейса.
-
Товар вернул покупатель. В этом случае нужно проводить операции сторно со знаком минус. Они будут касаться проводок: Дт 76.02 или 62.01 Кт 90.01 в отношении выручки, Дт 90.03 Кт 68.02 в отношении НДС, Дт 90.02 Кт 45 в отношении себестоимости товара. После также нужно отразить возврат товара продавцу проводкой Дт 41 Кт 45.
В случае, если при возврате товаров образовалась задолженность перед маркетплейсом, она фиксируется в проводке Дт 76.02 Кт 51.
Все хозяйственные операции подтверждаются отчётами торговой площадки, справкой бухгалтера или иными документами.
Бухучёт и налогообложение при торговле с маркетплейсами
Здесь важное значение имеют особенности учёта на разных системах налогообложения:
-
УСН. Применяется кассовый метод. Это значит, что доход считается полученным в день поступления денежных средств на расчётный счёт предпринимателя или компании.
-
ОСНО. Применяется метод начисления. Это значит, что доход организацией или ИП будет считаться полученным, когда маркетплейс отгрузил товар покупателю.
Для сдачи деклараций в ФНС на любой системе налогообложения подключитесь к сервису Сфера Отчётность от СберКорус. Система проверит корректность заполнения документов перед отправкой, а сама передача информации в налоговые органы займёт несколько минут.


Сфера Документы

Сфера Торговля

Сфера Отчётность
