Основные тренды в ритейле на 2023 год
В 2022 году ритейл столкнулся с рядом беспрецедентных вызовов и необходимостью преодолевать сложности. Смена ассортимента на полках, снижение покупательской способности, трансформация поведения и предпочтений потребителей — все это привело к поиску новых способов адаптации к изменившимся рыночным условиям. Сейчас переломный период пройден, и можно назвать наиболее важные тренды, которых следует придерживаться в 2023 году для поддержания позиций на рынке и роста.
Тренд № 1. Развитие онлайн-продаж
Канал электронной коммерции остается одним из наиболее динамичных. Онлайн-заказы покупателей привлекают не только удобством и экономией времени, но и возможностью сравнивать цены, находить выгодные предложения.
В России крупные ритейлеры отмечают рост онлайн-продаж до 8% за 2022 год, и в текущем году ситуация вряд ли сменит вектор. В 2021 году объем розничных онлайн-продаж в мире составил 5,2 триллиона долларов, а к 2026 году прогнозируют рост на 56%. Поэтому инвестиции в развитие интернет-продаж будут оправданы.
Что делать для повышения эффективности онлайн-каналов продаж:
увеличивать скорость и безопасность работы сайтов и мобильных приложений;
подключать чат-боты для оперативного реагирования на запросы покупателей и обработки заказов;
улучшать качество и скорость доставки;
внедрять инновации, например, AR/VR технологии ускоряют принятие решений, предоставляя покупателям возможность ближе познакомиться с товаром в рамках 3D-визуализации — посмотреть, как выглядит платье в виртуальной примерочной, диван в интерьере, часы или украшение на руке.
Тренд № 2. Повышение качества управления цепочками поставок
В 2022 году ритейлеры столкнулись с нарушениями в цепочках поставок. Какие-то товары стали недоступными, приходилось оперативно искать им альтернативу, чтобы обеспечить заполнение полок и удержать покупателей. Необходимо было быстро устранять разрывы логистических цепочек.
Снимать фокус с повышения эффективности цепочек поставок все же не стоит. Гибкость и скорость логистических операций, способность предотвращать сбои позволят ритейлерам поддерживать качество обслуживания и лояльность покупателей.
Тренд № 3. Повышение кибербезопасности
Рост количества DDoS-атак привел к острой необходимости улучшать защиту данных. Ритейлерам необходимо обеспечивать информационную безопасность веб-ресурсов, стабилизировать их работоспособность, используя современные инструменты. Это поможет избежать финансовых и репутационных рисков и дать покупателям уверенность в безопасности их данных.
Тренд № 4. Трансформация ассортимента с учетом изменений покупательского поведения
Уход ряда зарубежных брендов с рынка и разрыв логистических цепочек привели к изменению ассортимента на полках. В непродовольственном сегменте количество доступных SKU сократилось примерно на 16%, в продовольственном — на 7%. Однако многие выбывшие бренды удалось оперативно заменить и предложить покупателям адекватные альтернативы. Товары локального производства довольно быстро обрели спрос.
В течение 2022 года активно менялись и предпочтения покупателей. Люди стали чаще выбирать товары местного производства не только с целью экономии, но и поддержки отечественного производителя. Есть тенденция в сторону отказа от премиум-товаров известных брендов и выбора более доступных предложений средних и небольших отечественных производителей.
Также покупатели стали больше проявлять интерес к собственным маркам ритейлеров. Поэтому увеличение их доли в ассортименте даст ритейлерам потенциал роста бизнеса и привлечения новой аудитории, а потребители смогут больше экономить.
Тренд № 5. Оптимизация бизнес-процессов
IT-технологии сейчас выступают одним из главных способов адаптироваться к изменениям и выжить в конкурентной борьбе. Меняя устаревшие бизнес-процессы, ритейлеры могут повысить гибкость и устойчивость.
В первую очередь важно оптимизировать работу с поставщиками, уходить от ручного труда и бумажного документооборота. В этом помогают EDI-системы. Они позволяют перевести в онлайн всю линию взаимодействия с поставщиками: прием и подтверждение заказов, фиксацию отгрузки и приемки товаров. За счет этого ускоряются поставки, повышается контроль и сокращаются сбои. Кроме того, EDI-системы позволяют расширять пул поставщиков.
Если сеть уже работает в EDI-системе, то ее легко запустить и в новых магазинах, а значит, сразу выстроить удобную и быструю работу с поставщиками. Поэтому можно говорить ещё и о более эффективном расширении сети, если автоматизировано взаимодействие с поставщиками.
Приведенные преимущества EDI-систем следует учитывать ритейлерам, которые все еще придерживаются традиционных схем и бизнес-процессов. Да, автоматизация требует определенных затрат, но при этом способствует росту. С подключением EDI:
повышается количество заказов, которые могут обработать операторы в смену;
появляется возможность привлечения большего количества поставщиков;
увеличивается скорость логистических операций.
А значит, снижается риск образования пустых полок и отсутствия популярных товаров, за которыми ежедневно приходят покупатели.
Подведем итоги
В 2023 году выстраивать бизнес-стратегии следует с ориентиром на предпочтения покупателей: включать в ассортимент локальные бренды и частные торговые марки, делать ставку на товары с доступными ценами и привлекательные промопредложения, развивать электронную коммерцию и. И уверенным ответом на текущие тенденции становятся EDI-системы, которые позволяют:
уходить от бумаги, снижая издержки и повышая оборот;
ускорять документооборот с поставщиками, повышая скорость логистических операций;
обеспечивать безопасность данных;
быстрее и эффективнее привлекать новых поставщиков товаров, которые нужны покупателям.
Следование сложившимся трендам поможет повысить лояльность потребителей и выстоять в сложной конкурентной среде.
Telegram-канал СберКорус