Обязательная маркировка молочной продукции: часть первая
«Честный ЗНАК» на молочной продукции впервые появился в конце января 2021 года, когда стартовал добровольный эксперимент по маркировке. Первыми товарами, подлежащими обязательной маркировке, стали сыры и мороженое. Позднее к ним присоединилась и скоропортящаяся продукция. В первой части статьи расскажем, как проходит маркировка молока в 2024 году, какую продукцию нужно отмечать символикой «Честного ЗНАКа», а какую — нет, кто обязан работать с кодами.
Участники маркировки молочной продукции
Принимать участие в маркировке сыра, мороженого, молока и иной продукции из него обязаны:
-
производители и импортёры — размер предприятия не имеет значения, это могут быть небольшие заводы или крупные холдинги;
-
оптовые и розничные магазины — размеры также не имеют значения, это могут быть небольшие магазинчики в спальных районах или целые гипермаркеты;
-
государственные учреждения, сегмент HoReCa (гостиницы, рестораны, кафе), а также иные предприниматели и организации, закупающие молочную продукцию не для прямой реализации (например, для изготовления блюд из неё).
С 1 сентября 2024 года маркировка молочной продукции по «Честному ЗНАКу» становится обязательной для крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) и сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК).
Напомним, что работа с маркировкой невозможна без подключенного электронного документооборота. Сервис ЭДО поможет передавать всю информацию о маркированных товарах в систему «Честный ЗНАК», формировать отчётность для государственных органов.
Какая молочная продукция подлежит маркировке «Честный ЗНАК»?
Обязательная маркировка распространяется на следующие категории молочной продукции:
-
скоропортящаяся молочная продукция (срок годности — менее 40 суток);
-
молочная продукция длительного хранения (срок годности — более 40 суток);
-
мороженое, пищевой лёд с содержанием молочных жиров, может содержать или не содержать какао;
-
сыры.
Иными словами, маркировке подлежит обширный ассортимент молочной продукции, включая йогурты, кефиры, сливочное масло, сгущённое молоко, сливки, молочные сыворотки и другие.
Какая молочная продукция не подлежит маркировке «Честный ЗНАК»?
Закон предусматривает исключение из правил. Не вся молочная продукция обязательно подпадает под маркировку. Можно не отмечать кодами «Честного ЗНАКа» следующие категории:
-
продукция, реализующаяся в розничных магазинах не в промышленной упаковке — например, в маркет привели маркированную головку сыра, продавец её нарезал на порционные куски, завернул в пищевую плёнку и стал так продавать, такие куски сыра можно не маркировать;
-
продукция массой менее 30 г;
-
если товар собираются вывезти в страны ЕАЭС, и он помещён под соответствующие таможенные процедуры;
-
продукция из числа диетического профилактического или специального питания;
-
товары, предназначенные для детского питания малышей до 3 лет;
-
маркетинговые, рекламные образцы, не предназначенные для продажи;
-
товары, проходящие по сделкам с государственной тайной.
Что изменится в сроках маркировки молочной продукции?
В 2024 году в маркировке молочной продукции пройдёт ряд изменений:
-
с 1 мая — вводится режим онлайн-проверки продукции на кассе (так называемый разрешительный режим), когда товар автоматически проверяется в системе «Честный ЗНАК» и, если с ним всё в порядке, то только в этом случае он пробивается в чеке; если же код маркировки содержит какую-либо ошибку, или товар ранее считался выбывшим из оборота, либо у него истёк срок годности, то продать его покупателю не получится; режим актуален для крупных торговых сетей (от 50 торговых точек);
-
с 1 сентября — разрешительный режим продажи молочной продукции становится обязателен для всех магазинов, также маркировка становится обязательной для КФХ и СПК.
Во второй части статьи мы расскажем, как организовывается работа с маркировкой, и что будет, если участники товарооборота будут работать без неё.
Telegram-канал СберКорус