Как сделать электронную подпись самозанятому? Нужна ли ЭЦП самозанятым?
В бизнесе ИП и организациям уже не обойтись без усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Она требуется для электронного документооборота с контрагентами, госорганами и прочих задач. А нужна ли электронная подпись самозанятому? Расскажем об этом в статье.
Что говорит закон?
В Федеральном законе № 422-ФЗ, регламентирующем деятельность плательщиков налога на профессиональный доход, ничего об обязательном наличии электронной цифровой подписи (ЭЦП) для самозанятых граждан не сказано. Следовательно, чтобы вести деятельность в качестве самозанятого, специально оформлять электронную подпись не нужно.
Плательщики НПД не сдают отчётность, никакие документы для налоговой им подписывать в электронном формате не нужно. А с заказчиками услуг, работ или товаров они могут работать по бумажным договорам и актам. Однако сейчас все переходят на электронный документооборот, и многим компаниям уже некомфортно и невыгодно заключать даже разовые договоры на бумаге. Поэтому всё чаще самозанятым предлагают оформить сотрудничество электронно.
Здесь мы и подошли к первому случаю, когда самозанятому понадобится электронная подпись. Этот случай и другие рассмотрим далее.
Подписание электронных документов с заказчиком
Договоры, дополнительные соглашения, акты о выполненных работах — все эти документы с самозанятыми можно оформлять и передавать электронно. Но юридическую силу они имеют только при наличии соответствующей подписи. Если заказчик использует ЭДО, он подписывает документы УКЭП. Самозанятый же может использовать простую или неквалифицированную электронную подпись, которую бесплатно можно получить в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС. Однако для применения таких подписей между заказчиком и исполнителем должно быть соответствующее соглашение. Без него документ, подписанный простой или неквалифицированной электронной подписью, юридически значимым не будет. Кроме того, заказчик просто может настоять на том, чтобы самозанятый использовал только УКЭП.
Юридические лица и ИП, работающие с сервисом «Подписант» от СберКорус, упрощают работу себе и самозанятым. В этом сервисе самозанятым не требуется УКЭП — авторизация и подписание документов осуществляются с помощью Сбер ID.
Участие в закупках
Самозанятые могут быть полноправными участниками закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. И нередко именно их выбирают заказчики. Их привлекают более низкие цены на товары и услуги, чем у тех же ИП и организаций. У самозанятого низкая налоговая нагрузка, ему не надо платить обязательные взносы, поэтому он вполне может предложить цену ниже, чем остальные участники закупок.
Для участия в электронных закупках (регистрации на торговых площадках, формирования заявки, подписания тендерной документации) самозанятому нужна УКЭП физического лица. Только эта подпись является полноценным аналогом собственноручной, и для того, чтобы подписанный ею документ имел юридическую силу, не нужно никаких соглашений.
Покупка имущества банкротов
Самозанятый также может участвовать в торгах по банкротству. На таких часто по очень выгодным ценам реализуют имущество обанкротившихся организаций и ИП — недвижимость, оборудование, инструменты, которые могут понадобиться в работе самозанятого. В таких торгах тоже можно принимать участие только с УКЭП.
Дальнейшее развитие — открытие ИП или ООО
В любой момент может возникнуть необходимость перехода с НПД на ИП или ООО. Например, самозанятый сам захочет расширяться, или доход превысит 2,4 млн (ограничение для применения НПД). Тогда, имея УКЭП, самозанятый сможет гораздо быстрее зарегистрировать ИП или юрлицо через сервис ФНС или портал госуслуг.
УКЭП пригодится не только для бизнеса
Имея такую электронную подпись, физическое лицо может быстрее и проще получать государственные услуги, подавать декларации в налоговую, например, на получение вычетов. УКЭП подписывают документы в вузы, в суды. Эта подпись пригодится для решения различных вопросов с недвижимостью.
Как получить квалифицированную электронную подпись самозанятому?
Если самозанятый является ИП, то УКЭП ему оформит только Удостоверяющий центр ФНС России или одно из его доверенных лиц, например, ПАО Сбербанк. В ФНС подпись делают бесплатно, но при этом необходимо самостоятельно приобрести специальный носитель (токен) и лицензионное ПО для установки сертификатов подписи на компьютер.
Сделать УКЭП физического лица можно в любом аккредитованном удостоверяющем центре. Например, в Удостоверяющем центре СберКорус быстро оформят электронную подпись для самозанятого и при необходимости проконсультируют по всем вопросам её применения. Получение готовой подписи возможно как в офисе, так и с доставкой курьером.
Telegram-канал СберКорус