Новые тренды в бизнесе в 2025 году
В 2025 году на бизнес повлияют налоговая реформа, увеличение штрафов за утечку персональных данных и другие факторы. В статье расскажем обо всём, что будет формировать новые тенденции в бизнесе в России.
Повышение прозрачности бизнеса
Государство будет сильнее мотивировать бизнес к повышению прозрачности. В июле этого года вступила в силу ст. 6 № 176-ФЗ, согласно которой компаниям простят штрафы, пени и доначисленные налоги за период с 2022 по 2024 год, если в 2025-2026 гг. они откажутся от дробления бизнеса и будут платить налоги без использования схем оптимизации.
Кроме того, начнётся применение цифрового рубля — цифровой формы национальной валюты, созданной для расширения возможностей платежей и переводов. Каждая валюта получит индивидуальный цифровой код, и Банк России сможет отслеживать движение виртуальных денег. С 1 июля 2025 года крупнейшие банки должны будут обеспечить своим клиентам возможность открывать и пополнять счета с цифровыми рублями, делать переводы и другие операции. Остальные банки с универсальной лицензией смогут доработать свои системы до 1 июля 2026 года, а прочим кредитным организациям ЦБ РФ дал время до 1 июля 2027 года.
Разработка финансовой модели в связи с налоговой реформой
Последствия налоговой реформы ощутят на себе многие компании: изменения вступают в силу с 1 января 2025 года. Вероятно, расходы у бизнеса увеличатся, а чтобы понять, как это повлияет на рентабельность, нужно будет разрабатывать финансовую модель. Это поможет распланировать расходы и сократить вероятность кассового разрыва из-за увеличения налоговых платежей.
О каких изменениях идёт речь? Например, ставка налога на прибыль для компаний на ОСНО повысится до 25 %, а предприниматели на УСН с годовым доходом за прошлый период более 60 млн рублей, будут платить НДС. Подробно о налоговой реформе мы рассказывали в статье.
Выход на маркетплейсы
Как показало исследование, маркетплейсы лидируют на рынке электронной коммерции, и на это влияние оказывают селлеры. В четвертом квартале 2023 года селлеров стало больше на 6-7 % у крупнейших маркетплейсов. По прогнозам на конец 2024 года их количество должно увеличиться в 1,5 раз. Кроме того, активно развиваются нишевые маркетплейсы: в 2023 году объём рынка вырос на 27 % и достиг 600 млрд рублей. Прогнозируется, что к 2026 году этот показатель вырастет до 1 трлн рублей.
Усиление защиты персональных данных клиентов
Бизнесу надо будет активнее защищать персональные данные клиентов, чтобы избежать огромных штрафов за их утечку. Поправки в КоАП РФ, установленные Федеральным законом № 420-ФЗ, вступают в силу 30 мая 2025 года. Штрафы действительно серьёзные: к примеру, за неправомерное распространение биометрических персональных данных компанию или ИП могут оштрафовать на 15-20 млн рублей. Подробно об увеличении штрафов рассказали в статье.
Повышение мотивации для сотрудников и обучение специалистов с нуля
СМИ сообщает, что на рынке труда ощущается дефицит кадров, и такая тенденция может сохраниться в ближайшие 3-5 лет. Это значит, что компаниям будет тяжелее удерживать имеющихся сотрудников и привлекать новых. Бороться с кадровым голодом поможет, например, внедрение системы обучения специалистов непосредственно на предприятиях. Повысить мотивацию имеющихся сотрудников помогут корпоративные бонусы и программы лояльности.
Активное внедрение ИИ
Этот бизнес-тренд начался примерно пару лет назад и сохраняется на 2025 год. Всё больше компаний использует искусственный интеллект в работе. Программы и инструменты на основе ИИ помогают оптимизировать бизнес-процессы, снижать нагрузку со специалистов, анализировать большие данные и систематизировать информацию.
Рост количества региональных брендов
Минэкономразвития говорит об увеличении регистраций локальных брендов с названиями мест происхождений товаров и географических указаний. За 9 месяцев 2024 года зарегистрировано 23 новых региональных бренда, при этом заявок подано около 100 тысяч, что на 17 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Telegram-канал СберКорус