Критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу в России
В России действует градация бизнеса: микро-, малые, средние и крупные предприятия. Первые три категории входят в одну группу — МСП (малые и средние предприятия). Причём есть определённые критерии отнесения в эту группу. Рассмотрим их в статье, а также расскажем о том, почему выделяется МСП и какие преимущества даёт этот статус субъектам предпринимательства.
Основные критерии малого и среднего бизнеса
В список МСП попадают как индивидуальные предприниматели, так и организации — хозяйственные общества, товарищества и партнёрства, производственные и потребительские кооперативы, фермерские хозяйства. Для этого годовой доход и количество (среднесписочная численность) работников не должны превышать установленные показатели. Они представлены в таблице.
Критерий |
Микропредприятие |
Малое предприятие |
Среднее предприятие |
Годовой доход |
до 120 млн рублей |
до 800 млн рублей |
до 2 млрд рублей |
Среднесписочная численность работников |
до 15 человек |
16-100 человек |
101-250 человек |
Если индивидуальный предприниматель соответствуем этим двум основным критериям, это говорит о том, что он относится к малому или среднему бизнесу. А для хозяйственных обществ, товариществ и партнёрств действуют дополнительные критерии.
Дополнительные требования для хозяйственных обществ, товариществ и партнёрств
Чтобы попасть в список МСП, хозяйственное общество, товарищество или партнёрство должно соответствовать хотя бы одному требованию из перечисленных:
-
Участники общества или товарищества владеют не более чем 25 % долей в уставном или складочном капитале или не более чем 25 % голосующих акций акционерного общества. При этом доля иностранного участия (не МСП) не должна превышать 49 % уставного или складочного капитала или голосующих акций.
-
Акции акционерного общества относятся к акциям высокотехнологичного сектора экономики.
-
В основе деятельности общества или партнёрства — применение результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат участникам хозяйственного субъекта.
-
Общество или партнёрство имеет статус участника проекта Инновационный центр «Сколково».
-
Учредители общества или партнёрства — юрлица из перечня предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности.
-
Участники ООО — только общероссийские общественные объединения инвалидов или их территориальные подразделения. При этом за предшествующий календарный год доля инвалидов в среднесписочной численности составляет не менее 50 %, а доля оплаты труда инвалидов — не менее 25 %.
Критерии выделения малого и среднего бизнеса описаны в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007.
Реестр МСП
Все организации, которые соответствуют критериям МСП, включаются в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Он формируется автоматически на основании сведений налоговой отчётности, представленной организациями и ИП за предшествующий календарный год.
Каждый месяц 10 числа ФНС России актуализирует реестр, внося новые предприятия, соответствующие критериям, и исклучая те, которые превысили показатели.
Вновь созданные организации и ИП также попадают в реестр автоматически, 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была пройдена государственная регистрация. Но сведения о среднесписочной численности работников и обороте в год вносятся после предоставления ФНС первой отчётности.
Если организация не находит себя в реестре МСП или обнаруживает некорректные данные, необходимо сообщить об этом в ФНС, заполнив специальную форму. А также любой субъект предпринимательства может внести о себе дополнительные сведения в реестр, например, указать факт производства инновационной продукции или наличие контрактов в госзакупках. Порядок предоставления сведений подробно описан на сайте ФНС.
Зачем нужна классификация бизнеса по размеру и разделение на малые, средние и крупные предприятия?
В России малый и средний бизнес получает неплохую господдержку:
-
льготные налоговые ставки и тарифы страховых взносов;
-
льготное кредитование, субсидии, гранты;
-
льготное участие в лизинговых программах;
-
преимущества при участии в госзакупках;
-
упрощённый найм персонала;
-
имущественная помощь;
-
информационная и консультационная поддержка.
Поддержка предоставляется как на федеральном, так и на региональном уровне. Таким образом, ведение малого или среднего бизнеса даёт весомые преимущества. А чтобы каждый раз субъектам предпринимательства не доказывать статус МСП, подавая заявление на предоставление очередной меры господдержки, создан единый реестр.
Кроме того, единый реестр МСП упрощает поиск поставщиков в госзакупках и контрагентов. Многие компании охотнее сотрудничают именно с малым и средним бизнесом. Небольшие компании стремятся к развитию, поэтому ответственнее относятся к работе и стараются не запятнать репутацию. Скорость работы и реализация проектов у небольших компаний, как ни странно, выше. Ещё важными преимуществами предприятий, относящихся к МСП, являются контролируемость и прозрачность процессов.
Учитывая всё это, важно, чтобы предприятие находилось в реестре МСП, если оно соответствует установленным критериям. И необходимо периодически проверять сведения на корректность. При выборе контрагента или поставщика принято проверять компанию по разным параметрам, в том числе и на статус МСП, проявляя должную осмотрительность.
Telegram-канал СберКорус