Краудфандинг: чем может быть полезен стартапу


От стандартных и венчурных инвестиций краудфандинг отличается тем, что стартап с его помощью привлекает не несколько крупных инвесторов, а находит множество физических и юридических лиц, которые готовы вложиться в дело через сравнительно небольшие суммы. Собственно, и само название данного термина происходит от английского слова crowd — толпа.
Такое коллективное финансирование осуществляется, как правило, на специальных интернет-площадках. Авторы описывают свою идею и заявляют желаемую сумму сбора, необходимую для претворения проекта в жизнь. Инвестировать деньги в проект в виде добровольных пожертвований может любой желающий, причём прозрачность финансовых потоков — это непременное требование таких платформ.
Этапы краудфандинга
1. Презентация идеи — на что нужны денежные средства, в каком объёме, к какому числу, какую выгоду получат инвестирующие (их также называют «бэкерами»).
2. Перевод денежных взносов.
3. Если в заявленный срок нужная сумма не накапливается, деньги возвращаются «донорам».
4. Если сбор денег оказался успешным, краудфандинговая площадка отправляет её автору идеи, чтобы он начал работу над своим стартапом и потратил собранное на ключевые потребности проекта.
5. По завершении проекта автор формирует отчёт для «доноров» о средствах и обеспечивает им обещанное вознаграждение.
Бонусы для бэкеров
Инвесторам интересно либо вернуть свои взносы, либо получить прибыль, когда проект начнёт её приносить. Безвозмездно собирают взносы лишь некоммерческие проекты, но сегодня речь о них не пойдёт — мы говорим о бизнесе.
Как правило, бэкер получает за свои инвестиции сам продукт, на который ведётся сбор средств, либо (это случается реже) долю в бизнесе. Иногда «доноры» соглашаются на благодарность в виде пиара — освещения их активной роли в медиа.
Виды краудфандинга
Их можно выделить исходя из обязательств автора стартапа:
Возвратный
| Автор оглашает имена своих инвесторов, публично благодарит их и в финале предоставляет каждому товар или услугу |
Под обязательства | Через некоторое время автор возвращает бэкерам вложенные деньги и выплачивает процент от прибыли |
Долевой | Инвесторам выдают акции компании либо доли в проекте |
«За» и «против»
Востребованность краудфандинга объясняется его выгодными сторонами:
позволяет привлечь средства за счёт массового спонсорства;
платформа обеспечивает проекту широкий пиар;
автор полностью контролирует проект — на него не давит один крупный инвестор;
идею можно быстро проверить на жизнеспособность — за неё в прямом смысле слова голосуют рублём.
Но имеются и недостатки:
крауд-платформы порой устанавливают ограничения для определённых форматов стартапов;
недоверие инвесторов авторам — подозрения в мошенничестве;
высокий риск утечки идей.
Какому бизнесу может подойти краудфандинг
Как показывает практика, шанс на успех имеют актуальные проекты, понятные большинству пользователей. Иногда из краудфандинга вырастает самостоятельный бизнес.
Выводы
В краудфандинге отличная бизнес-модель не всегда гарантирует вау-эффект.
Краудфандинг не заменит венчурное или классическое инвестирование и подходит только для малого бизнеса.
На крауд-платформах можно проверять идеи на востребованность и жизнеспособность.
Благодарность спонсорам в виде готового продукта и пиара — хороший вариант, дающий больше финансовой свободы.
Полезный совет
Любому бизнесу в начале пути очень нужна хорошая поддержка. Понимая это, СберКорус подготовил несколько выгодных акций, которые помогут не только упростить бизнес-процессы, но и внедрить нововведения со значительной выгодой. Для удобства клиентов мы запустили раздел «Акции», в котором собраны актуальные спецпредложения для любого бизнеса.


Сфера Документы

Сфера Торговля

Сфера Отчётность
