Как заключить электронный договор
Онлайн-сделки, дистанционное заключение договора и обмен другими документами в электронной форме — со всем этим неизбежно сталкивается современный бизнес. Сегодня статью посвятим электронному договору: расскажем, чем он отличается от бумажного, как заключить его онлайн и подписать удалённо.
Правовая основа заключения договоров в электронном виде
Первым пунктом статьи 160 ГК РФ установлена возможность заключать сделку в письменной форме, в том числе с применением электронных или иных технических средств. Иными словами, законом допускается заключение электронного договора. Но при этом письменная форма сделки будет считаться соблюдённой при двух условиях:
-
содержание сделки в неизменном виде можно воспроизвести на материальном носителе;
-
использована подпись, позволяющая достоверно определить лицо, выразившее волю заключить сделку.
Эти два условия в случае с электронным договором выполняются: его можно распечатать на бумаге при необходимости, а электронная подпись, если соблюдены требования 63-ФЗ «Об электронной подписи», наделяет его юридической силой и позволяет определить лицо, осуществившее подписание документа.
Какие договоры можно заключать в электронном виде
Вариантов множество: договоры поставки, выполнения работ, оказания услуг, аренды, купли-продажи недвижимости. Работодатели заключают электронные трудовые договоры с работниками.
Некоторые договоры можно заключать только на бумажном носителе, если это прямо установлено федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами. К примеру, если речь идёт о гостайне. А есть случаи, когда закон требует только электронную форму: контракт по результатам электронного аукциона по 44-ФЗ не может быть заключён на бумаге.
Какая электронная подпись даёт договору юридическую силу
Как и в случае с бумажным, электронный договор должен быть подписан всеми сторонами сделки. Для подписания можно применять:
-
Простую электронную подпись (ПЭП). В этом случае документ будет юридически значим, если возможность применения такой подписи установлена нормативными актами или участники электронного взаимодействия заключили соглашение о применении ПЭП, в котором, в том числе, зафиксированы правила определения лица, подписавшего документ, и его обязанность соблюдать конфиденциальность ключа ПЭП (ст. 9 63-ФЗ).
-
Неквалифицированную электронную подпись (НЭП). Тоже наделяет документ юридической силой в случаях, установленных федеральными законами и нормативными актами, или если участники электронного взаимодействия заключили соглашение, которое предусматривает порядок проверки электронной подписи (п. 2 ст. 6 63-ФЗ).
-
Квалифицированную электронную подпись (КЭП). Устанавливает лицо, подписавшее документ, и наделяет юридической силой электронный документ без каких-либо специальных условий и соглашений (п. 1 ст. 6 63-ФЗ).
Отличия электронного договора от бумажного
Назовём основные:
-
Экономия средств. Электронный договор не нужно печатать и доставлять контрагенту по почте или курьером.
-
Экономия времени. Составление, согласование и подписание бумажного договора отнимает у сотрудников компаний гораздо больше времени. А электронный договор можно создать на компьютере или другом устройстве за минуты, мгновенно отправить на согласование и подписание.
-
Прозрачность. Если электронный договор передаётся в сервисе оператора ЭДО, можно настроить маршруты согласования и контролировать путь документа и время подписания.
-
Удобное и безопасное хранение. Электронные договоры хранятся в электронном архиве, их не нужно дублировать на бумаге.
Как заключить и подписать договор дистанционно в системе ЭДО
Потребуется 4 простых шага:
1. Создание документа.
Можно использовать собственный формат договора или разработанный и рекомендованный ФНС России. Документ можно экспортировать в удобном формате в систему ЭДО или сформировать по шаблону оператора непосредственно в сервисе.
2. Подписание.
Готовый документ подписывается электронной подписью. Для этого в системе ЭДО выбирается необходимый сертификат электронной подписи.
3. Отправка.
Подписанный документ в несколько кликов отправляется получателю: его можно выбрать по ИНН или названию, отметить, что нужна его подпись.
4. Проверка после получения.
Получив ответ от контрагента, необходимо убедиться в подлинности его подписи с помощью специальных программ или сервисов (КриптоПро, КриптоАРМ).
Заключение
Электронный договор по многим критериям заключать удобнее и выгоднее, чем бумажный. Электронная подпись при соблюдении требований 63-ФЗ «Об электронной подписи» наделяет его юридической силой.
Электронный договор стороны могут передавать друг другу разными способами, например, по электронной почте. Но прозрачнее и быстрее взаимодействие будет через оператора электронного документооборота.
В сервисе Сфера Документы от СберКорус на создание и подписание электронного договора уйдёт несколько минут. Кроме того, сервис поддерживает более 260 типов документов и позволяет практически весь документооборот бизнеса перевести в электронный вид.
Telegram-канал СберКорус