Войти
Блог

Как заключить договор франшизы?

31 октября 2023

 

Франшиза является популярной моделью расширения бизнеса и заключается в передаче (выкупе) прав на пользование интеллектуальной собственностью, бизнес-моделью, коммерческим опытом и репутацией компании.

По договору коммерческой концессии можно передать товарные знаки, коммерческие обозначения, патенты на разработки, ноу-хау, компьютерные программы и базы данных, авторские произведения и пр.

На что важно обращать внимание

  • По закону, договор коммерческой франшизы могут заключать только субъекты предпринимательской деятельности — ИП и компании. Физлицам Гражданский кодекс не разрешает составлять такое соглашение.

  • Каждый франчайзинговый договор должен составляться под конкретный бизнес, с учетом его особенностей. Если скачать типовой шаблон франшизного договора из интернета, это не поможет: такой усредненный образец даже способен привести к убыткам, так как не учитывает коммерческую тайну и бизнес-модели каждой из сторон (франчайзера и франчайзи). Поэтому рекомендуется обратиться к юристу или в патентное бюро.

  • Чтобы договор франчайзинга вступил в силу, его нужно зарегистрировать в Роспатенте.

Что указать в договоре 

Перед вами список пунктов, но он не окончательный — стороны могут его дополнять:

  1. предмет договора франчайзинга — передача каких именно объектов ИС происходит;

  2. срок действия договора франшизы;

  3. объем исключительных прав — на какой территории и на каких условиях можно использовать ИС;  

  4. размер вознаграждения — паушальный взнос и роялти;

  5. обязанности сторон и ответственность за их невыполнение;

  6. условия и порядок расторжения договора; 

  7. требование о неразглашении коммерческой тайны;

  8. требование о соблюдении стандартов изготовления товаров или оказания услуг;

  9. система штрафов.

Подводные камни

При составлении договора франшизы нужно учитывать все возможные сценарии сотрудничества и минимизировать риски для обеих сторон, поэтому важно правильно заполнять данный документ:

  • Пропишите сведения об ИС: для товарных знаков (ТЗ) — номер регистрации, изображение, даты (приоритета, регистрации и истечения срока действия обозначения).

  • Укажите только те сферы деятельности, для которых зарегистрирован ТЗ. Пример: если франчайзи покупает договор, действительный только для сферы общепита, он не сможет открыть под этим ТЗ и салон красоты.

  • Проверьте, когда истекает срок действия ТЗ. Важно знать, что если он заканчивается раньше, чем сам договор франшизы, Роспатент откажет в регистрации соглашения.

  • Укажите размер вознаграждения и порядок его выплаты. 

  • Убедитесь, что в данных о сторонах нет ошибок. Если в свидетельстве на ТЗ что-то изменилось (например, юридический адрес), необходимо сначала осуществить регистрацию этих корректировок в Роспатенте и лишь потом оформлять договор франшизы. 

Как зарегистрировать договор 

Алгоритм включает несколько шагов:

  1. Оплатите госпошлину за регистрацию договора франчайзинга в Роспатенте (3 300 рублей). За каждый передаваемый ТЗ нужно заплатить еще 11 500 рублей. А за патент или свидетельство, расширяющее предмет договора, — плюс 3 300 рублей.

  2. Подайте в ведомство документы:

  • заявление;

  • доверенность, если действуете через представителя;

  • заверенный перевод, если документы составлены не на русском языке;

  • подписанный и прошитый оригинал договора;

  • чеки об оплате пошлин.

  1. Дождитесь ответа Роспатента (ему на это дается до 68 рабочих дней).

Подать заявление можно через Госуслуги, почтой (Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, Г-59, ГСП-3, 125993, РФ) или лично в ведомство по этому адресу.

Подытожим

В целом, вопрос передачи прав по договору франшизы требует внимательного подхода и профессиональной помощи для защиты интересов сторон и обеспечения юридической силы договора. При этом другие бизнес-процессы тоже нельзя упускать из виду. Навести в них порядок и всегда держать все под контролем помогут наглядные шпаргалки, чек-листы и памятки, составленные экспертами СберКорус специально для руководителей компаний.

Помимо этого, в данный момент в СберКорус действует несколько выгодных акций: они позволят оптимизировать ситуацию в большинстве сфер деятельности компании и разумно сэкономить. Подробности — по ссылке.

Подписывайтесь на наш
Telegram-канал СберКорус
Наши продукты

СФЕРА EDI

Обменивайтесь финансовой, коммерческой, логистической документацией с партнерами.

Электронная подпись

Квалифицированная ЭП для взаимодействия с госорганами и партнерами.

СФЕРА Отчётность

Отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат в режиме онлайн.

Сервис проверки контрагентов

Проверка надежности по 20+ официальным источникам.
СберКорус Контакты:
Адрес: Б.Сампсониевский пр., 68Н Санкт-Петербург,
Телефон:8 800 100-8-812, Электронная почта: help@esphere.ru