Войти
Блог

Сложно, но можно: как взыскать упущенную выгоду

15 февраля 2022
Сервис проверки контрагентов
СПК за 0 ₽ при открытии счета для бизнеса в Сбере

Некоторые действия контрагентов, точнее чаще бездействие, приводят к тому, что компания не получает доход. В данном случае говорят об упущенной выгоде или недополученных доходах. Представим ситуацию: предприниматель занимается изготовлением кухонь, и у него есть заказ на 150 тысяч рублей. Он заказывает материалы для изготовления кухонной мебели, но поставщик сильно задерживает доставку. В результате клиент, узнав, что срок изготовления кухни увеличивается, отказывается от заказа. Ему некогда ждать, и он имеет полное право на отказ в этой ситуации. А что получает предприниматель? Упущенную выгоду в размере 150 тысяч рублей (как минимум). 

В статье рассмотрим, что такое упущенная экономическая выгода в гражданском праве, и как предприниматель в приведённой ситуации может взыскать с недобросовестного поставщика неполученный доход (выручку или прибыль). 

Закон об упущенной выгоде и исключениях

В ГК РФ об упущенной выгоде и возможности возмещения убытков говорит статья 15, а обязанность возместить убытки определена статьёй 393

Законодательством РФ также установлены исключения для взыскания упущенной выгоды:

  • В ст. 547 ГК РФ сказано, что энергоснабжающая организация, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору, обязана возместить только реальный ущерб, и то при условии доказанной вины.   

  • В ст. 777 ГК РФ регламентирована обязанность возместить убытки за невыполненные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы в пределах стоимости таких работ и при наличии доказанной вины исполнителя. Здесь же сказано, что упущенная выгода возмещению не подлежит, если договор такое не предусматривает.

  • В ст. 1290 ГК РФ сказано, что автор по договору об отчуждении исключительного права на произведение и по лицензионному договору несёт ответственность в сумме реального ущерба. За неисполнением обязательств следует возврат аванса и уплата неустойки, если она прописана в договоре. При этом общий размер выплат ограничивается суммой реального ущерба.

  • Согласно ст. 238 ТК РФ, работодатель не может взыскать с работника неполученные доходы (упущенную прибыль или иную выгоду), но может возместить прямой действительный ущерб.

В остальных случаях, если компания недополучает доход, она имеет основания для взыскания упущенной выгоды. 

Как считать упущенную выгоду

В ст. 393 ГК РФ сказано, что при определении упущенной выгоды необходимо учесть предпринятые для её получения меры, выполненные действия. При этом размер убытков должен иметь разумную степень достоверности. Если это невозможно, то суд не откажет в удовлетворении требований пострадавшего, но, скорее всего, определит размер убытков самостоятельно, учитывая обстоятельства дела. 

Например, в нашем случае предприниматель может заявить, что из-за недобросовестного поставщика недополученная выручка или потеря материальной выгоды составила 150 тысяч рублей. Или даже 300! Ведь ещё 150 тысяч предприниматель мог бы получить с потенциального клиента, потому что по рекомендации довольного заказчика приходит ещё один клиент. У кого-то действительно есть такая статистика. 

Упущенная выгода может включать в себя и ретробонус — премию за выполнение определённых условий заказа. Допустим, в договоре сказано, что если клиент делает заказ на установленное количество материалов, поставщик выплачивает ретробонус в размере 50 тысяч рублей. Поставщик не выполнил свои обязательства, а клиент рассчитывал на ретробонус. Суды принимают это в счёт упущенной выгоды. И, как правило, здесь доказывать ничего не нужно, ведь всё прописано в договоре. 

Есть ещё неустойка. Однако неустойка и упущенная выгода — разные вещи. Если неустойка прописана в договоре, взыскать её в суде значительно проще, чем самостоятельно определённую упущенную выгоду. Доказать придётся только то, что обязательства по договору поставщик не выполнил, поэтому полагается выплата неустойки. В договоре может быть обозначена твёрдая сумма за день просрочки или процент от стоимости договора. Правда, не всегда компания получает неустойку в полном объёме: например, суд может снизить сумму, если она превышает стоимость договора. 

Конечно, от поставщика, скорее всего, будет отказ в добровольном возмещении упущенной выгоды или недополученной прибыли. Поэтому выход только один — идти в суд с иском о взыскании упущенной выгоды или компенсации недополученной прибыли (доходов).

Как доказать и взыскать упущенную выгоду

Недостаточно просто определить упущенную выгоду и потерю прибыли — в суде её нужно обосновать. Методик расчёта упущенной прибыли нет, а примеры и образцы можно поискать в сети. Но точно известно одно: расчёт должен быть достоверным, соответствующим действительности и подтверждённым документами.

Чем больше документов для обоснования в суде, тем лучше. В нашем случае, чтобы получить деньги с поставщика, компания может подготовить:

Договор

В договоре поставки для взыскания упущенной выгоды главное — его наличие и указание в нём сроков поставки. Или это может быть заявка на заказ, если договор рамочный, а каждый заказ оформляется отдельной заявкой. 

Подтверждение, что компания приступила к выполнению заказа

Например, для возмещения упущенной выгоды при нарушении договорных обязательств и недополученных доходов, подойдут изготовленные чертежи, накладные, доказывающие, что компания заказала и получила иные материалы от другого поставщика. Если не будет ничего, то суд может заявить об отсутствии прямой связи между срывом поставки и неполучением дохода. 

Подтверждение оплаты поставки

Это выписка из банка о переводе поставщику аванса или полной суммы (в зависимости от договорённостей). 

Письма поставщику

Они могут содержать напоминания о сроках поставки и просьбы выполнить поставку вовремя. 

Претензию о взыскании упущенной выгоды

Перед обращением в суд желательно направить стороне, нарушившей договор, претензию, составленную для решения вопроса в досудебном порядке.

Подтверждение заказа клиентом

Из CRM, электронной переписки. А ещё это может быть выписка из банка о внесении заказчиком предоплаты. 

Подтверждение того, что клиент приводит нового заказчика

Можно предоставить статистику по лояльным клиентам за год.

Кроме того, компания может провести независимую оценку упущенной выгоды. Тогда шансы получить потерянную материальную прибыль возрастут. Независимый эксперт определит размер дохода, который недополучила компания, а также факторы, которые оказали влияние. Оценщики проводят анализ финансовой отчётности компании, рынка, заказов. Это, конечно, не является гарантией того, что суд удовлетворит иск, но шансы реально увеличиваются. 

А чтобы сократить риск возникновения таких сложностей из-за неполученного дохода, рекомендуем тщательно проверять партнёров ещё до начала сотрудничества. 

Используйте Сервис проверки контрагентов и снижайте потенциальные риски для бизнеса. Сервис поможет: 

  • Получить выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП контрагента.

  • Изучить баланс и другие финансовые показатели.

  • Узнать о наличии арбитражных дел.

  • Убедиться в платёжеспособности контрагента и отсутствии начатой процедуры банкротства.

  • Получить информацию по расчётам с налоговой и фондами. 

Чем меньше у контрагента зафиксированных «недочётов», тем выше его репутация. Соответственно, тем ниже риск попасть в неприятную ситуацию при сотрудничестве с ним. 

Подключайте сервис и выбирайте надёжных контрагентов.

Откройте расчетный счет для ИП или ООО в Сбере и проверяйте контрагентов бесплатно целый месяц в сервисе
СПК за 0 ₽ при открытии счета для бизнеса в Сбере
Подписывайтесь на наш
Telegram-канал СберКорус
Наши продукты

СФЕРА EDI

Обменивайтесь финансовой, коммерческой, логистической документацией с партнерами.

Электронная подпись

Квалифицированная ЭП для взаимодействия с госорганами и партнерами.

СФЕРА Отчётность

Отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат в режиме онлайн.

Сервис проверки контрагентов

Проверка надежности по 20+ официальным источникам.
СберКорус Контакты:
Адрес: Б.Сампсониевский пр., 68Н Санкт-Петербург,
Телефон:8 800 100-8-812, Электронная почта: help@esphere.ru