Войти
Блог

Как стать самозанятым, вести коммерческую деятельность законно и с гарантией оплаты

02 марта 2022
Сервис электронного документооборота
Переходите на электронный документооборот с контрагентами в сервисе «Подписант»

Самозанятость — это работа на себя. Гражданин РФ может предоставлять услуги или продавать товары, например, хендмейд. Все, что нужно для этого — иметь официальный статус самозанятого и платить налог на профессиональный доход (НПД). Эти простые действия избавляют от риска понести ответственность за незаконное предпринимательство. 

Для самозанятых действует НПД — специальный режим налогообложения, который введён в рамках эксперимента. Он регулируется Федеральным законом № 422-ФЗ. Окончание эксперимента намечено на 31 декабря 2028 года. Но, скорее всего, этот режим закрепится в налоговом законодательстве, так как им активно пользуются. 

По статистике Минэкономразвития, на конец апреля 2021 года в России зарегистрировано около 2,2 млн самозанятых. Об особенностях налогового режима, а также о том, как получить статус самозанятого лица, оформить НПД и платить налог, расскажем в статье. 

Условия для регистрации самозанятого лица

Плательщиками НПД могут стать физические лица, в том числе и в статусе ИП, которые ведут коммерческую деятельность (оказывают услуги, продают товары). При этом регистрация самозанятых граждан без ИП и в статусе индивидуального предпринимателя осуществляется в одном порядке. Но для этого необходимо соответствовать нескольким условиям:

  • Годовой доход не должен превышать 2,4 млн рублей. 

  • Деятельность нужно вести самостоятельно, без привлечения наёмных работников и заключения трудовых договоров с ними. 

  • Вид деятельности не связан с реализацией подакцизных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, с добычей и реализацией полезных ископаемых, с перепродажей товаров и имущественных прав, если они не использовались для личных нужд (ст. 4 422-ФЗ).

Преимущества оформления самозанятости

Работать по самозанятости удобно и выгодно:

  • Низкая налоговая нагрузка — самозанятый платит 4 % с доходов от физлиц и 6 % с доходов от юрлиц. 

  • Предоставляется налоговый вычет в размере 10 000 рублей (за счёт него погашается часть налога. Пока вычет не исчерпан, самозанятый платит 3 % с доходов от физлиц и 4 % с доходов от юрлиц). 

  • Нет других обязательных платежей.

  • Нет никакой отчётности. 

  • Налог рассчитывает ФНС. 

  • Уплата налога производится онлайн. 

Единственный минус заключается в том, что трудовой стаж не начисляется, а пенсионные накопления не формируются. 

Как зарегистрироваться самозанятым гражданам в Налоговой инспекции в 2022 году

Переходим к вопросу, как оформить самозанятость, куда идти. Здесь всё просто: никуда не нужно идти — ни в Москве, ни в любом другом городе России. Более того, нет никаких заявлений о получении статуса самозанятого, патентов и прочих бюрократических формальностей. Нужно всего лишь скачать на телефон приложение «Мой налог» и через него пройти регистрацию. А можно выбрать и другие способы стать самозанятым гражданином, например, через СберБанк Онлайн. При этом нужен минимум документов для оформления — паспорт и ИНН. 

Как стать самозанятым: пошаговая инструкция по регистрации в «Мой налог»

  1. Скачайте приложение.

Доступно в Google Play и AppStore. 

  1. Пройдите регистрацию.

Это можно сделать тремя способами: 

  • По скану паспорта. Приложение сканирует паспорт, проверяет данные, а потом предлагает сделать селфи, чтобы сверить с фото в паспорте. 

  • По ИНН. Такой способ подходит тем, у кого есть личный кабинет на сайте nalog.ru. Необходимо в приложении ввести ИНН и пароль от личного кабинета. 

  • По учётной записи на портале госуслуг. Необходимо ввести логин и пароль, которые используются для входа на портал. 

Останется заполнить профиль и при желании поменять фото (если делали селфи). 

Другие способы стать самозанятым 

Можно зарегистрироваться через банк. На сайте ФНС есть список уполномоченных банков. Например, у СберБанка есть сервис «Своё дело» для работы самозанятых. В начале работы с сервисом можно отправить заявку на регистрацию в ФНС. Несколько кликов — и вы сможете платить НПД прямо в приложении СберБанк Онлайн. 

Зарегистрироваться и платить НПД можно через операторов электронных площадок (сайты по поиску работы, заказов, покупателей). На сайте ФНС также представлен список сервисов, предоставляющих возможность быстро и удобно начать работу в качестве самозанятого. 

Как платить налог

В приложении «Мой налог» оформляют продажу, указывают данные заказчика, а после подтверждения сразу формируется чек. Всё интуитивно понятно, разберётся любой. ФНС рассчитывает налог, и в приложении появляется уведомление о сумме. Оплатить нужно до 25 числа месяца. А чек можно скачать на смартфон и отправить заказчику по любому каналу связи. 

Если зарегистрироваться самозанятым через банк или электронную площадку, то сумма дохода и налог фиксируются в приложениях.  

Стоит ли чего-то опасаться самозанятым?

В плане ответственности за нарушения к самозанятым закон достаточно лоялен. Какие нарушения могут быть:

  1. Не заплатили налог до 25 числа.

Штрафа нет, но начисляется пеня в размере 1/300 от текущей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.

  1. Не внесли доход и не предоставили чек.

Чек формируется и передаётся заказчику в момент оплаты наличными или по карте. Если забыли внести доход, это можно сделать в любой момент, его учтут в следующем налоговом периоде. Но ст. 129.13 НК РФ предусматривает штраф — 20 % от суммы расчёта. За повторное нарушение в течение 6 месяцев — 100 %.

На практике штрафы начисляются не всегда. В основном в тех случаях, когда возникают споры между самозанятым и заказчиком. Такое бывает, но редко. 

Стоит ли бояться, что заказчик обманет и не заплатит? Ситуация вполне допустимая. Закон не устанавливает обязанность заключать с самозанятым договор. Если заказчик предлагает работать без договора, надо задуматься. Ведь по факту договор в любой честной предпринимательской деятельности — это один из важных документов. Тем более что сейчас договор можно оформить электронно, сделав его юридически значимым. Обмениваться такими документами удобно в сервисе «Подписант». Он выступает гарантом выполнения договоренностей для заказчика и получения оплаты для самозанятого. В сервисе можно подписывать договоры на поставку товаров и оказание услуг, акты и накладные, дополнительные соглашения и обмениваться документами в считанные минуты.

Переходите на обмен электронными документами с контрагентами в сервисе «Подписант». Подключение бесплатно.
Подключить электронный документооборот
Специальное предложение для вас – сервисы для бизнеса за 0 рублей
Наши продукты

Сфера Документы

ЭДО с контрагентами

Сфера Торговля

Цифровизация заказов и поставок

Сфера Отчётность

Отчётность в государственные органы

Удостоверяющий центр

Электронная подпись
СберКорус Контакты:
Адрес: Б.Сампсониевский пр., 68Н Санкт-Петербург,
Телефон:8 800 100-8-812, Электронная почта: help@esphere.ru