Войти
Блог

Как проверить благонадёжность контрагента?

Сервис проверки контрагентов
Комплексная оценка надежности партнеров

Бизнес-реальность такова, что заключать договоры с «первым встречным» юридическим лицом, ИП, самозанятым или обычным гражданином может быть очень рискованно. Не проявив должной осмотрительности, можно нарваться на недобросовестного контрагента, который не выполнит своих обязательств. Риски могут быть ещё серьёзнее — это доначисление налогов, например, НДС или налога на прибыль, если ФНС посчитает сделку сомнительной. Расскажем, какой нужен список документов для проверки контрагента, и какую информацию о деловом партнёре можно проверить самостоятельно, почти ничего у него не запрашивая.

Перечень документов, запрашиваемых у контрагента

Если деловой партнёр добросовестный и благонадёжный, то ему не составит труда предоставить как можно более полную информацию о себе контрагенту. Скорее всего, будет и встречная аналогичная просьба. Нежелание делиться сведениями о себе уже должно насторожить: существует риск, что бизнес-партнёру есть, что скрывать. Какие документы запросить у поставщика, заказчика, исполнителя, подрядчика?  В таблице ниже рассмотрим, что стоит узнать о контрагенте-организации:

         Категория информации

                                            Что запросить?

             Общие сведения

                                          Нужно проверять:

  • полное и сокращённое наименование компании;

  • юридический и фактический адрес местонахождения фирмы;

  • почтовый адрес для отправки корреспонденции;

  • ИНН/КПП;

  • ОГРН вместе с датой постановки на учёт юридического лица;

  • размер уставного капитала организации;

  • сведения о руководителе, учредителях и участниках ООО, мажоритарных акционерах АО или ПАО;

  • виды деятельности (можно попросить заполнить отдельной карточкой, если их много).

           Контактные данные

Перечень контактов в каждом случае индивидуален, но, как правило, берут адрес электронной почты и номер телефона:

  • руководителя;

  • главного бухгалтера;

  • специалиста, который будет непосредственно работать на контрагента, оказывая услуги или собирая заказ на поставку товаров.

   Дополнительная информация

Методика проверки контрагентов не исключает запрос дополнительной информации об организации, чтобы потом её можно было уточнить в различных государственных сервисах:

  • Ф.И.О. генерального директора, его паспортные данные и дата рождения;

  • при наличии — адрес сайта организации;

  • сведения об участии руководителя и учредителей в других компаниях;

  • если было — информация о смене наименования фирмы, попросив указать, как называлось предприятие ранее;

  • была ли реорганизация компании, если да, то правопреемником каких юридических лиц является новая организация;

  • какие услуги оказываются, какие работы выполняются или какие поставляются товары с подробным описанием по возможности;

  • на каком режиме налогообложения находится контрагент, попросив приложить подтверждающие документы;

  • информация о численности сотрудников (необходима, чтобы понять, не утратил ли бизнес-партнёр право на применение льготного режима налогообложения);

  • данные о статусе контрагента как субъекта среднего или малого предпринимательства (если такой статус имеется).

     Учредительные документы

                                          Рекомендуется изучить:

  • устав компании;

  • выписку из ЕГРЮЛ;

  • свидетельство о постановке на налоговый учёт;

  • решение о создании юридического лица;

  • решение о реорганизации фирмы, если таковое было.

Документы на генерального  директора и уполномоченных сотрудников организации

Заключение службы безопасности по проверке контрагента не будет полным, если не запросить следующие документы на руководителя:

  • приказ о назначении генерального директора;

  • копия паспорта руководителя;

  • при необходимости — доверенности, выданные уполномоченным сотрудникам организации (например, выданная бухгалтеру).

      Бухгалтерские документы

                                        Желательно проверить:

  • налоговую отчётность за прошлый год и за прошедшие отчётные периоды нынешнего года;

  • бухгалтерскую отчётность за прошлый год.

    Дополнительные документы

Для полной проверки деловой репутации контрагента также можно запросить:

  • свидетельство о праве собственности или договор аренды помещения, где находится юридическое лицо;

  • свидетельства СРО, лицензии, сертификаты качества продукции;

  • выписка из реестра акционеров (при сотрудничестве с АО или ПАО) — особое внимание обратить на регалии держателя реестра, информация должна совпадать со сведениями выписки из ЕГРЮЛ). 

Чтобы упростить работу по сбору информации, можно заранее составить бланк анкеты-справки по контрагенту в виде таблицы или опросника. Там деловой партнёр сможет отразить все интересующие заказчика, поставщика, исполнителя, подрядчика сведения.  

Оценка благонадёжности контрагента самостоятельно

После получения информации из анкеты-справки можно приступать к перепроверке данных о бизнес-партнёре самостоятельно. Однако, если по какой-то причине всё, что вы знаете о контрагенте — это его наименование, Ф.И.О. генерального директора и, возможно, ИНН, проверить его на благонадёжность всё ещё возможно. 

Проверку контрагента на предмет его добросовестности можно провести в следующих сервисах:

  1. Сайт Федеральной службы судебных приставов. В Базе данных исполнительных производств можно узнать, кому должен ваш потенциальный деловой партнёр. Можно уточнить информацию о долгах по налогам, штрафам, другими компаниями, ИП, гражданами. 

  2. Картотека арбитражных дел. Позволит узнать, в каких судебных разбирательствах участвует контрагент, есть ли споры, где он выступает в качестве ответчика, и его обвиняют в нарушении исполнения договорных обязательств.

  3. Вестник государственной регистрации. Издание ФНС регистрирует сообщения о предстоящей ликвидации или реорганизации юридических лиц, уменьшении уставного капитала. 

  4. Реестр дисквалифицированных лиц. Покажет, не находится ли руководитель вашего делового партнёра в чёрном списке ФНС. 

  5. Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Даст подробную информацию о состоянии компании или ИП в настоящий момент, начиная от того, каким именно бизнесом они занимаются, заканчивая данными о руководстве. 

  6. Федеральный реестр о банкротстве (ЕФРСБ). Поможет оценить финансовое состояние бизнес-партнёра, а также узнать о намерении других фирм, ИП и граждан обанкротить его. 

Алгоритм проверки контрагента достаточно прост: нужно получить хотя бы минимальную информацию о нём самом, а потом оценить достоверность полученных данных самостоятельно. Однако поиск сведений о бизнес-партнёре вручную может занять много времени. Придётся каждый раз вбивать данные о контрагенте с нуля, а потом анализировать полученные от государственных сервисов отчёты.

Гораздо проще работать с сервисами, которые быстро собирают информацию об интересующем вас субъекте в режиме единого окна. Одним из таких является Сервис проверки контрагентов (СПК) от СберКорус. Вся информация о деловом партнёре будет собрана за 2 минуты. Данные будут полностью актуальны, поскольку сервис обновляет информацию ежедневно. 

СПК от СберКорус работает с более чем 20 источниками данных, что позволяет просчитать все возможные риски работы с контрагентом. С его помощью можно узнать, как обстоят дела с финансами компании или ИП, какова их деловая репутация, много ли у них долгов. Сервис также позволяет провести поиск арбитражных дел по ИНН, чтобы выяснить, не грозит ли бизнес-партнёру банкротство или крупный долг перед каким-либо кредитором. 

Заключение

Как такового закона о проверке контрагентов на благонадёжность и нормативных критериев их оценки нет. Однако необходимость узнавать как можно больше данных и запрашивать пакеты документов перед заключением договоров с новыми деловыми партнёрами существует. Это нужно, чтобы исключить риски неисполнения обязательств или налоговых доначислений. Никакая информация не будет лишней, и лучше уточнить больше, чем проявить неосторожность. Даже знание о численности персонала контрагента поможет избежать нареканий ФНС. Например, если у компании в штате больше 130 человек, она лишается права пользоваться «упрощёнкой». И, следовательно, с ней нужно выстраивать отношения как с бизнес-партнёром на общей системе налогообложения. 

Всегда будьте внимательны! Проверить контрагентов можно вручную в государственных сервисах. Также можно подключиться к специальным базам (например, СПК от СберКорус), которые за несколько минут оценят риски сотрудничества с теми или иными организациями, ИП.

Ознакомьтесь с возможностями сервиса и проверьте своих партнеров уже сейчас
Бесплатный доступ к сервису на 3 дня
Подписывайтесь на наш
Telegram-канал СберКорус
Наши продукты

СФЕРА EDI

Обменивайтесь финансовой, коммерческой, логистической документацией с партнерами.

Электронная подпись

Квалифицированная ЭП для взаимодействия с госорганами и партнерами.

СФЕРА Отчётность

Отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат в режиме онлайн.

Сервис проверки контрагентов

Проверка надежности по 20+ официальным источникам.
СберКорус Контакты:
Адрес: Б.Сампсониевский пр., 68Н Санкт-Петербург,
Телефон:8 800 100-8-812, Электронная почта: help@esphere.ru