Как подвести итоги года в компании в экономическом плане?
Конец года — это время, когда мы должны проанализировать, чего нам удалось достичь, а где мы совершили ошибки. И финансы — это ключевой показатель успешности любого бизнеса. Расскажем, как подводим итоги года и какие показатели разбираем.
Что нужно для составления финансового плана на будущий год?
Почему важно подводить итоги? Так мы можем понять, к чему стоит стремиться в будущем, при этом беря цифры не из головы, а основываясь на реальных показателях компании. Чтобы составить финансовый план на будущий год, стоит обратить внимание на следующее:
-
коэффициент капитализации — он показывает, каких средств у организации больше (своих или заёмных), отсюда мы можем попытаться спрогнозировать, как закрыть кредиты или расплатиться с инвесторами, есть ли возможность нарастить собственный капитал;
-
объём активов — это как материальные, так и нематериальные ресурсы, которыми обладает фирма и которые она может использовать (от денег на счетах до товарных знаков), здесь мы можем определиться, сколько всего у нас «накопилось» (или, наоборот, «растерялось») за прошлый год и как мы можем использовать это в будущем;
-
коэффициент текущей ликвидности — помогает определить, насколько бизнес платежеспособен и в состоянии погашать долги, обеспечивать исполнение обязательств, и зная этот показатель, можно выяснить, получится ли повысить ликвидность или сохранить её на текущем уровне;
-
KPI — ключевые показатели эффективности, которые позволяют выяснить, какие действия руководства и сотрудников были правильными, а какие нет, какие цели оказались достижимыми, а какие нет;
-
AOV — средний чек заказа, он показывает соотношение количества покупок к принесённой прибыли, а потому может подсказать, что стоит оставить в ассортименте, а что лучше убрать;
-
ROE — рентабельность собственного капитала, этот показатель необходим, чтобы выяснить, сколько компания зарабатывает с каждого рубля вложений (определить его можно, поделив чистую прибыль на объём вложенных средств).
Финансовые итоги года компании: на что обратить внимание
Подводя финансовые итоги за год, как правило, анализируются такие документы, как отчёт о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах и отчёт о доходах. Все они помогут узнать:
-
куда уходят и откуда приходят деньги, насколько эффективны маркетинговые стратегии, существуют ли ненужные затраты;
-
где находятся точки роста для вашей компании, выявить возможности для контроля финансовых потоков (как можно управлять задолженностями и оптимизировать их);
-
можно ли выбрать другую, более выгодную систему налогообложения, или, напротив, придётся от какой-то из них отказаться из-за превышения лимитов — сделать это лучше самостоятельно и заранее, чтобы не нарваться на штрафы от ФНС.
Подведение итогов может проходить одним или несколькими из указанных способов анализа:
-
Факторный. Позволяет оценить влияние внешних факторов на бизнес: кризисы, системы налогообложения и прочее.
-
Структурный (вертикальный). Анализируются сведения на отчётную дату за конкретный период. Помогает выяснить, откуда идут денежные потоки, как меняется ликвидность и состав внеоборотных и оборотных активов.
-
Трендовый. Это прогностический анализ, который на основе имеющихся данных позволяет предположить, что случится в будущем.
-
Временной (горизонтальный). Сравниваются показатели одинаковых промежутков времени, но за разный период (например, декабрь 2023 и декабрь 2024 года). Такой анализ позволяет понять, был ли рост или, напротив, произошло падение, что могло на это повлиять.
-
Сравнительный. Сравнивать можно что угодно: свою компанию с конкурентами, эффективность разных подразделений и прочее.
Автоматизируйте затраты бизнеса, используя цифровые продукты СберКорус для организации электронного документооборота с контрагентами, государственными органами, поставщиками и перевозчиками.
Telegram-канал СберКорус