Войти
Блог

Госзакупки по 44-ФЗ: как подать жалобу в ФАС с 1 января 2022 года

08 февраля 2022
Сервис проверки контрагентов
СПК за 0 ₽ при открытии счета для бизнеса в Сбере

С 1 января 2022 года Федеральный закон № 360-ФЗ от 02.07.2021 внёс значительные поправки в сферу госзакупок по 44-ФЗ. Изменения коснулись и порядка подачи жалоб на неправомерные действия заказчиков, а также электронных площадок. Ориентируясь на ст. 105 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 в последней редакции, рассказываем, как подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России), которая занимается вопросами защиты прав и интересов участников закупок. 

Как подавать жалобу

С 1 января 2022 года жалобы по электронным закупкам подают только через личный кабинет в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). В письменном виде (и только!) подают обращение исключительно при закрытых конкурентных способах определения поставщика и в иных закупках, при которых размещение информации в ЕИС не предусматривается. 

На что можно пожаловаться

  • Некорректное оформление закупочной документации — наличие неправомерных или избыточных требований. 

  • Неправомерные действия заказчика или закупочной комиссии:

  • незаконное отклонение заявки на участие;

  • выбор победителя, который не соответствует требованиям в закупочной документации;

  • нарушение заказчиком правил проведения закупки и требований к содержанию протоколов рассмотрения.

  • Неправомерные действия заказчика при заключении контракта:

  • нарушение правил формирования проекта контракта;

  • отказ от заключения контракта с победителем. 

  • Незаконные действия оператора торговой площадки при аккредитации участника или подаче предварительного предложения. 

Сроки подачи жалобы

  • На действия или бездействие заказчика — не позднее 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола итогов закупки (определения поставщика).

  • На действия при заключении контракта после подписания или размещения в ЕИС протокола подведения итогов — не позднее даты заключения контракта.

  • На некорректное оформление документации по закупке — до окончания срока подачи заявки на участие.

  • На действия оператора торговой площадки при аккредитации участника или при размещении предварительного предложения — в течение 5 дней с даты совершения действий. 

Важно не опоздать, так как одна из основных причин отклонения жалобы — нарушение сроков. 

Кому направлять жалобу

  • Если закупка организована с целью обеспечения федеральных нужд, или участник хочет обжаловать действия оператора торговой площадки, жалобу следует направлять в федеральный орган исполнительной власти. 

  • Жалобы по оборонным заказам рассматривает контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа.

  • Жалобы по закупкам на нужды субъектов РФ и их муниципальных образований рассматривает орган исполнительной власти субъекта РФ. 

  • Закупки, организованные в целях обеспечения муниципальных нужд, контролирует орган местного самоуправления. 

Содержание и правила составления жалобы

При подаче жалобы в ЕИС нужно указать наименование заявителя и лица, действия которого подлежат обжалованию. Также указывают код закупки и неправомерные действия. Жалобу необходимо обосновать, приложив соответствующие документы и указав их перечень. Без обоснования она вряд ли будет рассмотрена. 

Все документы, передаваемые в ЕИС для рассмотрения жалобы, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью участника или лица, уполномоченного совершать действия от его имени. 

Если жалоба подаётся в письменной форме, необходимо, помимо перечисленных выше сведений, указать также почтовые адреса сторон обращения. 

Сроки рассмотрения

Информацию о принятии жалобы, переданной в ЕИС, или отказе в рассмотрении контрольный орган размещает не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за датой подачи жалобы. А в течение 3 часов с момента размещения такой информации контрольный орган направляет уведомления о решении заявителю и лицу, действия которого обжалуются. 

В тот же срок контрольный орган направляет письма с решением по жалобе, если она подана в письменном виде в предусмотренных законом случаях. 

К чему привели изменения в порядке подачи жалоб по электронным закупкам

Порядок подачи жалоб по госконтрактам через ЕИС введён с 5 июля 2021 года в тестовом режиме, а с 1 января 2022 года он стал обязательным. На момент написания статьи свежей статистики нет, но, по сообщению ФАС от 21 октября 2021 года, известно, что количество отказов по жалобам с июля по октябрь сократилось в полтора раза. И это с учётом того, что в указанный период через ЕИС поступило около 15 % жалоб. 

Сейчас подавать жалобы стало удобнее и проще. Но наверняка любой поставщик всё же предпочтёт обходиться без них, то есть без проблем и неприятностей при участии в закупках. Для этого необходимо проверять организаторов закупок на благонадёжность. Такую возможность предоставляет Сервис проверки контрагентов от СберКорус. В сервисе есть раздел «Госконтракты», в котором можно посмотреть информацию о размещённых и выигранных контрактах любой российской компании. Ознакомившись подробно с госзакупками, которые размещала компания, можно оценить риски и принять решение, стоит ли подавать заявку на участие в действующей госзакупке.

Откройте расчетный счет для ИП или ООО в Сбере и проверяйте контрагентов бесплатно целый месяц в сервисе
СПК за 0 ₽ при открытии счета для бизнеса в Сбере
Подписывайтесь на наш
Telegram-канал СберКорус
Наши продукты

СФЕРА EDI

Обменивайтесь финансовой, коммерческой, логистической документацией с партнерами.

Электронная подпись

Квалифицированная ЭП для взаимодействия с госорганами и партнерами.

СФЕРА Отчётность

Отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат в режиме онлайн.

Сервис проверки контрагентов

Проверка надежности по 20+ официальным источникам.
СберКорус Контакты:
Адрес: Б.Сампсониевский пр., 68Н Санкт-Петербург,
Телефон:8 800 100-8-812, Электронная почта: help@esphere.ru