Как оформляется заказ-наряд в электронном виде?
Заказ-наряд — это документ, часто использующийся в бухгалтерии как «первичка». Он удобен тем, что совмещает в себе элементы разных документов: договора на оказание услуг или выполнения работ, расчёта стоимости и технического задания. В сфере грузоперевозок заполнение заказ-наряда приравнивается к заключению договора фрахтования. Его можно свободно использовать в электронном документообороте, поскольку государство утвердило его XML-формат.
Можно ли заполнить заказ-наряд в электронном виде?
Электронный формат заказ-наряда закреплён в приказе ФНС № ЕД-7-26/1065@ от 9 декабря 2021 года. Следовательно, его можно использовать в сервисах электронного документооборота. В него входят четыре файла обмена, каждый из которых выполняет свою функцию:
-
Сведения о фрахтователе. В этом файле помимо данных о самом фрахтователе указывается информация о сроках перевозки, условиях фрахтования, месте подачи транспортного средства, наименовании груза, маршруте следования и особых указаний в отношении перевозки или самого груза.
-
Сведения о фрахтовщике. Сюда вносятся данные о фрахтовщике, транспортном средстве, принятии заказ-наряда, при необходимости — о плате за использование транспорта.
-
Данные о факте подачи транспортного средства. Сведения вносятся фрахтователем, указываются время и дата подачи транспорта, при необходимости вносится информация об особых условиях перевозки или свойствах груза.
-
Данные о факте возврата транспортного средства. Сведения вносятся фрахтовщиком, указываются время и дата прекращения использования транспорта, при наличии даются замечания, отметки и оговорки.
Заполненный образец заказ-наряда обязательно заверяется усиленными квалифицированными электронными подписями (УКЭП) фрахтователя и фрахтовщика. Подписать документ могут и уполномоченные сторонами соглашения третьи лица.
Напоминаем, что заказ-наряд обязателен, если:
-
груз не учитывают в движении товарно-материальных ценностей;
-
груз сопровождается представителем грузовладельца.
Как сделать заказ-наряд в ЭДО?
Особенности обмена заказ-нарядами прописаны в постановлении Правительства РФ № 931 от 21 мая 2022 года. Не будем углубляться в подробности, а расскажем, как оформить заказ-наряд в сервисе Транспортного ЭДО:
-
Фрахтователь создаёт документ, вносит данные о себе, грузе, транспортном средстве, маршруте и сроках перевозки, подписывает его УКЭП и направляет его оператору ЭДО.
-
Оператор ЭДО проверяет, действителен ли УКЭП, которым подписали заказ-наряд и использован ли актуальный XML-формат. Если всё хорошо, документ передаётся в ГИС ЭПД. Далее оператор ЭДО отслеживает статус заказ-наряда.
-
В ГИС ЭПД также проверяют данные о фрахтователе. Если находятся расхождения, то эта информация передаётся оператору ЭДО, а тот уже доводит её до пользователя для исправления. Если всё хорошо, то заказ-наряду присваивается уникальный идентификатор (УИД), и его направляют фрахтовщику.
-
Фрахтовщик проверяет документ и после либо соглашается со всеми данными, направляя уведомление о принятии заказ-наряда, либо составляет требование об уточнении или исправлении информации. В любом случае документ подписывается УКЭП фрахтовщика.
-
После получения транспортного средства этот факт фиксируется фрахтователем в заказ-наряде и подписывается УКЭП. Когда транспортное средство возвращается обратно к фрахтовщику, тот также делает отметку об этом в документе и также заверяет его УКЭП.
Все этапы оформления заказ-наряда проходят через ГИС ЭПД. После последнего заполнения заказ-наряда о возвращении транспортного средства документ направляется фрахтователю, и документооборот завершается.
Telegram-канал СберКорус