Как использовать нейросети в бизнесе, придерживаясь законодательных норм
Нейроконтент — плоды работы искусственного интеллекта — в бизнесе применять допустимо, однако. есть многочисленные «но». Юристы до сих пор не пришли к единому мнению, судебной практики тоже еще пока нет. Попробуем разобраться, что к чему.
Вопрос авторства
По российским законам авторство на контент возникает при совпадении трех условий (ст. 1257 ГК):
-
Контент выражен объективно (существует на носителе, не являясь идеей) — здесь вопросов нет.
-
У контента творческий характер (произведен в результате интеллектуальной активности существа, обладающего сознанием) — здесь важно проанализировать, в результате чьей творческой деятельности родился контент.
-
Автором контента является человек. Но нейросеть — явно не он. С этой точки зрения контент нейросети объектом авторского права не является. Однако это не значит, что его нельзя использовать для бизнеса — более того, выходит, что теоретически его может применять кто угодно.
Получается, у нейроконтента нет автора?
Вопрос неоднозначный. Сама нейросеть как компьютерная программа автором точно считаться не может (ст. 1257 ГК), так как ей не свойственны сознание и творчество.
Может ли считаться автором оператор нейросети? С одной стороны, точно нет: контент создает не он, а алгоритмы программы, причем они же определяют аудиовизуальный формат результата.
С другой стороны, фотограф же является автором, хотя использует посредника — технику для создания фотографии. Так что если оператор контролирует процесс и создает детальные промпты, кнопку «Сгенерировать» в сервисе можно считать аналогом кнопки спуска на фотокамере.
Вероятнее всего, истина где-то между и зависит от обстоятельств: важно то, как работает нейросеть, и то, как ее использовали для составления контента. Например, если человек отредактировал нейроконтент, тот уже может претендовать на «статус» оригинального авторского произведения. Однако он уже не будет нейроконтентом в чистом виде.
И как же быть бизнесу?
Главная задача при использовании нейросетей для продвижения бизнеса — изучить пользовательское соглашение. У каждой нейросети оно свое: в одном случае контент признается полностью пользовательским, в другом — его часть передается только платным пользователям.
При этом важно понимать следующие интересные нюансы:
-
Неоригинальный нейроконтент в любом случае никак законно не используешь: если он похож на чье-то произведение, то правообладатель должен дать лицензию на использование таких данных (ст. 1270 ГК).
Но системы антиплагиата анализируют лишь формальные признаки, а оригинальность завязана в том числе на идее. Чтобы ее «узнать», необходимы суды и экспертизы. -
Заведомо неоригинальный нейроконтент — это названия известных персонажей, существующие товарные знаки и бренды. Все это совершенно точно нельзя внедрять в нейроконтент!
-
Продажа нейроконтента, выдаваемого за свое авторство, тоже не разрешена: тут не работает авторское право, но лишь оно разрешает распространение произведения путём продажи оригинала или копий (п. 2 ст. 1270 ГК). Хотите продавать контент — доработайте его: стоит изменить генерацию нейросети в фоторедакторе или, получив от ChatGPT структуру бизнес-плана, написать текст документа самостоятельно.
Преступление и наказание
Незаконным использование нейроконтента может стать в таких случаях:
-
Используется неоригинальный контент — без получения согласия автора (п. 1 ст. 1229, п. 2 ст. 1270). Если автор это увидит и подаст в суд, скорее всего, у него получится взыскать компенсацию — до 5 млн рублей (ст. 1301 ГК).
-
Использование идет вразрез с пользовательским соглашением нейросети. Здесь нужно оценивать конкретные риски, вчитываясь в каждую букву.
Отсюда вывод: использовать контент нейросетей не запрещено, но важно осознавать, что это опасная тропа — можно легко нарушить чужие авторские права. Возможно, наказание и не последует, но взвесьте все «за» и «против» прежде, чем рисковать.
Полезный совет
К счастью, с другими нюансами ведения бизнеса все гораздо понятнее. А если возникают вопросы, вы всегда можете найти ответы на них в специальных «шпаргалках» от компании СберКорус по ключевым бизнес-процессам. Кадровый документооборот, цифровизация делопроизводства, проверка кандидатов на вакансии, сотрудничество с самозанятыми — эти и другие важные темы доходчиво освещены в полезных чек-листах и памятках, составленных нашими экспертами специально для предпринимателей и актуальных на 2023 год.
Кроме того, сейчас в СберКорус действует сразу несколько выгодных акций: они существенно упрощают бизнес-процессы и помогают внедрению нововведений в любом бизнесе.
Telegram-канал СберКорус