Войти
Блог

Из чего состоит финансовая отчетность и как ее читать

09 марта 2022

С помощью финансовых отчетов можно проанализировать компанию и сделать вывод о ее деятельности — она либо развивается, либо находится в фазе стагнации, либо близка к банкротству. Такую отчетность сдают в контролирующие органы все предприниматели на территории РФ, некоторые ее формы признаются публичными. Сегодня бизнесу доступны современные IT-решения, существенно упрощающие процесс подачи отчетности. Цифровая платформа СберКорус является лидером российского ЭДО и предлагает клиентам сервис СФЕРА Отчетность, в котором можно передать декларации и другие формы обязательных отчетов в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат в режиме онлайн. В статье разберемся, какие документы являются основными в финансовой отчетности компании и как научиться их анализировать.

Классификация финансовых отчетов

Изучение финансовой отчетности следует начать с группировки входящих в нее документов по трем основным признакам:

  • Периодичность подачи. Квартал, полугодие, 9 месяцев, год. Квартальный отчет содержит промежуточные сведения, годовой — суммарные.

  • Применяемые стандарты. Для бухгалтерского отчета используют российские стандарты (РСБУ), для финансового — международные (МСФО).

  • Достоверность сведений. Отчеты подразделяются на прошедшие аудиторскую проверку и не прошедшие. Заверенные аудитором документы принято считать более достоверными.

Основные формы финансовой отчетности

На первый взгляд кажется, что чтение и интерпретация отчетности требует специальной подготовки. Впечатляюще выглядят и объемы финотчетов — не менее 60 страниц. На практике ключевые для анализа сведения представлены на 5-6 страницах основных форм финансовых отчетов. Рассмотрим их далее.

Балансовый отчет (Balance Sheet, BS) 

Документ позволяет понять что в целом представляет из себя организация: какой у нее размер собственного капитала, сколько денег имеется на счетах, какие объемы долгов. Бухгалтерский баланс оценивает финансовое состояние и раскрывает информацию по активам (то, чем владеет бизнес) и пассивам (то, за счет чего приобретены активы). При этом работает правило — итоговые показатели по стоимости активов и пассивов должны соответствовать, иными словами, формула баланса выглядит так:

Активы = Капитал + Обязательства

Активы подразделяют на оборотные и внеоборотные. Внеоборотными активами является имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев, а оборотными активами — имущество со сроком полезного использования менее 12 месяцев. Оборотными активами являются наиболее ликвидные ресурсы — деньги на счетах, товарно-материальные ценности на складах, дебиторская задолженность.

Пассивы в балансе представлены двумя разделами — капитал  и обязательства. Капитал делится на нераспределенную прибыль и уставной капитал. Обязательства делятся в зависимости от их срока — долгосрочные (более 12 месяцев на погашение) и краткосрочные (менее 12 месяцев на погашение).

Отчет о финансовых результатах (Profit and Loss, P&L, IS)

Отчет позволяет понять, как у компании идут текущие дела: сколько заработано денег за определенный период, какие каналы получения выручки, сколько понесено операционных расходов? 

В процессе реализации товаров и услуг организация генерирует выручку, которая отображается в первой строке этой отчетной формы. Также указывается себестоимость продаваемых товаров и услуг, то есть количество ресурсов, затраченных на их производство и реализацию. Показатель валовой прибыли в отчете считается как разница между выручкой и себестоимостью. Прибыль от продаж считается как разница между валовой прибылью и расходами (коммерческими и управленческими).

Организация вправе получать прибыль не только от реализации товаров и услуг, но и от участия в других компаниях, от финансовых вложений и от иных источников. Эти показатели могут являться затратами компании, в таком случае их следует вычесть из прибыли от продаж — получится прибыль до налогообложения.

Чистая прибыль или убыток — основной финансовый результат деятельности компании. Рассчитывается как разница между прибылью до налогообложения и суммой уплаченных в бюджет налоговых платежей.

Отчет о движении денежных средств (Cash Flow, CF)

Документ помогает отследить распределение денег и проверить уровень ликвидности предприятия. Он отвечает на вопросы: сколько израсходовано средств и на какие цели, сколько требуется на текущие и будущие потребности и из какого источника компания может их взять? Этот отчет следует рассматривать только в комплексе с отчетом о финансовых результатах. Сам по себе он лишь раскрывает данные о денежных потоках компании за определенное время, т.е. их сальдо на начало и конец периода.

Потоки денежных средств в данном отчете группируются по трем направлениям деятельности компании:

  • Текущая (операционная): прямые доходы и расходы на производство основного продукта, в том числе заработная плата сотрудников, все налоги и отчисления.

  • Инвестиционная: движение денежных средств в части поступления и выбытия внеоборотных активов.

  • Финансовая: получение заемных средств и долевого финансирования от собственников, а также выплаты собственникам и кредиторам.

За какой период изучать отчеты?

Инвесторы и финансовые аналитики исследуют не единичные отчеты, а пул отчетности за период не менее 5 лет. Такой подход обеспечивает глубокое понимание и более объективную оценку процессов, происходящих в компании. Существуют и более показательные практики, к примеру — сравнить сведения по компании с показателями конкурентов в смежной отрасли.

Подписывайтесь на наш
Telegram-канал СберКорус
Наши продукты

СФЕРА EDI

Обменивайтесь финансовой, коммерческой, логистической документацией с партнерами.

Электронная подпись

Квалифицированная ЭП для взаимодействия с госорганами и партнерами.

СФЕРА Отчётность

Отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат в режиме онлайн.

Сервис проверки контрагентов

Проверка надежности по 20+ официальным источникам.
СберКорус Контакты:
Адрес: Б.Сампсониевский пр., 68Н Санкт-Петербург,
Телефон:8 800 100-8-812, Электронная почта: help@esphere.ru