Формирование управленческой отчётности: для чего она нужна и для кого создаётся?
Составление управленческой отчётности, в отличие от бухгалтерской — добровольный выбор каждой компании. Она оформляется не для надзорных органов, а для руководства предприятия, начиная от менеджеров подразделения и заканчивая генеральным директором. Также она может быть полезна страховщикам, инвесторам и кредиторам. Управленческая отчётность помогает оценить сильные и слабые стороны бизнеса, спрогнозировать прибыли и даже выявить перспективы развития сотрудников.
В отличие от ежегодной отчётности в госорганы, управленческая отчётность факультативна. В свою очередь, обязательные виды отчётности удобнее отправлять в электронном виде. Сервис сдачи налоговой отчётности «СФЕРА Отчётность» проверит, нет ли ошибок, обновит формы в соответствии с законодательством и оповестит, если придёт запрос.
Чтобы отправлять налоговую отчётность через интернет, нужна электронная цифровая подпись. Она уже входит в стоимость.
Виды отчётов
Внутренняя управленческая отчётность, как правило, делится на 3 вида:
Вид отчёта |
Что входит? |
Управленческий баланс |
В управленческий баланс входят:
Дополнительно в управленческом балансе могут отражаться структура собственного капитала организации, дополнительные финансовые обязательства и активы, которые нельзя включить в общие отчёты из-за их узкой специализации. |
Отчётность по денежным средствам |
Отчёты по денежным средствам делятся на следующие категории:
|
Отчётность по финансовому результату |
Сюда включаются общие отчёты о доходах и расходах (включая отдельные виды затрат, например, на рекламу, оплату труда сотрудников). Здесь же анализируется себестоимость производства. |
Принципы управленческой отчётности
Внутренняя отчётность должна быть понятной любому, кто её изучает, и потому при оформлении нужно руководствоваться следующими принципами:
-
Простота. У организации может быть несколько утверждённых форм отчётов для разных категорий. Например, руководителям могут быть интересны результаты работы различных департаментов внутри организации. Кредиторам же интереснее, какое имущество есть у компании, какие действующие контракты, которые бы обеспечили её платежеспособность. Как правило, информацию предоставляют в форме таблиц для удобства нахождения информации.
-
Правдивость. Невозможно качественно реагировать на негативные изменения и закреплять положительные тенденции, если не знать, как функционирует бизнес на самом деле. Нельзя подделывать значения, чтобы угодить руководителю или получить какие-то выгоды от инвесторов, кредиторов. Вдобавок, недостоверность сведений в отчётности для получения каких-то преимуществ может быть приравнена к мошенничеству, за которым следует уголовное наказание.
-
Своевременность. Главная роль управленческой отчётности — показать, что происходит с бизнесом здесь и сейчас. Данные нужно собирать оперативно и по текущей ситуации.
Управленческая отчётность сильно зависит от бухгалтерской, в то же время являясь её более подробной версией. Установленной формы у них нет, она не регламентируется законом.
Чем помогут отчёты?
При подготовке основных отчётов управленческого учёта необходимо определиться, на какие вопросы будут отвечать документы:
-
каков потенциал развития бизнеса;
-
насколько фирма эффективно работала за определённый период;
-
какова рентабельность предприятия;
-
правильно ли выстроена учётная политика, помогает ли она компании быть продуктивнее;
-
почему меняются показатели чистой выручки;
-
сколько средств нужно в месяц, чтобы обеспечить качественную работу бизнеса;
-
во что нужно инвестировать, чтобы организация стала более прибыльной;
-
каков «суверенитет» компании, как много у неё собственных средств;
-
как много долгов у предприятия и его контрагентов, и чем они ему грозят.
Ведение внутренней отчётности упрощается, если сводить данные не просто в таблицах, а в специализированных программах (многие из них работают на базе 1С). В приложениях просто настроить шаблоны, в них формируются только интересующие данные. Программы также помогут проводить сравнения с предыдущими периодами.
Сложности оформления данных
Отчётность в системе управленческого учёта, хотя и составляется на базе бухгалтерской, имеет и свои нюансы. Для всестороннего анализа информации о бизнесе нужно помнить, что:
-
Правильно ответить на вопросы учредителей, акционеров, руководителей, инвесторов и кредиторов на базе управленческой отчётности сможет только образованный специалист, который видит в документах больше, чем просто цифры. Именно поэтому специальности бизнес-аналитиков вышли в отдельное направление.
-
Придётся работать с большим объёмом данных. Нужно чётко определить перечень вопросов, важных для построения бизнес-стратегии, и разделять отчёты на категории. В противном случае при анализе информации можно запутаться ещё больше.
-
Потребуется разработать собственную методологию и форматы ведения отчётности. Это необходимо для получения объективной информации, которую будет просто сравнить с данными за предыдущий период.
Выводы
Управленческая отчётность предназначена для анализа текущей ситуации бизнеса, выявления его слабых и сильных сторон, прогноза прибыли, перспективности развития, контроля уровня оборотных средств, кредиторской и дебиторской задолженности. Она подробнее бухгалтерской, поскольку может включать в себя в том числе анализ деятельности менеджеров, сотрудников, эффективности бизнес-процессов и иные показатели. Поскольку вести управленческую отчётность необязательно, каждая компания сама разрабатывает её форматы, определяет методологию и периоды составления.
Telegram-канал СберКорус