Войти
Блог

Электронная подпись для сделок с недвижимостью

22 января 2024

Электронные сделки с недвижимостью становятся всё более востребованными — это удобно, безопасно и экономит много времени. А для выполнения удалённых операций по подписанию электронных документов требуется квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (в привычном для пользователя сокращении — ЭП, ЭЦП или УКЭП) — электронная подпись для сделок с недвижимостью. Расскажем, для каких операций и кому нужна такая электронная подпись.  

Для каких операций нужна электронная подпись в сделках с недвижимостью

В сделках с недвижимостью всегда задействован Росреестр — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. В Росреестр обращаются, если нужно:

  • зарегистрировать сделку с недвижимостью;

  • подать заявление о постановке на кадастровый учет;

  • подписать и отправить межевые, технические планы и другие кадастровые документы;

  • получить выписки из ЕГРН и государственного кадастра;

  • осуществить иные действия. 

Все эти действия физические лица и организации могут выполнить в режиме онлайн. Для этого и нужна электронная подпись: это самый простой и быстрый способ взаимодействия с ведомством. 

Какая электронная подпись нужна для сделок с недвижимостью

Для регистрации недвижимости и иных действий нужна усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Для её создания используются сертифицированные ФСБ России криптографические средства защиты информации (СКЗИ). УКЭП подтверждает подлинность (отсутствие внесения изменений в исходный документ), позволяет определить лицо, подписавшее документ. Электронный документ, подписанный УКЭП, имеет юридическую значимость и приравнивается к бумажному аналогу, подписанному собственноручной подписью.

Кому нужна электронная подпись для Росреестра

ЭП для Росреестра понадобится при покупке или продаже квартиры и другой недвижимости каждой стороне сделки. Кроме того, для выполнения различных операций её используют:

  • кадастровые инженеры;

  • оценщики недвижимости;

  • риэлторы;

  • застройщики;

  • девелоперы;

  • банки;

  • сотрудники кадастровой палаты;

  • БТИ;

  • суды, приставы, арбитражные управляющие;

  • госорганы.

Как получить электронную подпись для сделок с недвижимостью

Физическим лицам 

Для осуществления дистанционных сделок с недвижимостью и получения любых электронных услуг на сайте Росреестра физическим лицам необходимо оформить квалифицированную электронную подпись физлица. Созданием квалифицированных сертификатов ЭП занимаются только аккредитованные удостоверяющие центры. Для оформления необходимо пройти идентификацию личности в удостоверяющем центре и предоставить паспорт, номер СНИЛС и ИНН.

Кроме онлайн-портала Росреестра, такая электронная подпись подойдёт для работы с другими ведомствами и государственными порталами. Например, можно будет подписывать документы для налоговой и отправлять их через сайт ФНС, получать госуслуги, обращаться в суд.

Удостоверяющий центр выдаёт физическим лицам сертификат и ключи электронной подписи, записанные на токен. А для работы с ЭП также понадобится специальная программа КриптоПро CSP, которая устанавливается на компьютер. 

Юридическим лицам и ИП

Если компания, например, занимается оценочной деятельностью, то электронные подписи понадобятся как руководителю, так и каждому оценщику. В таком случае сотрудникам нужно оформить электронные подписи физических лиц. При необходимости к таким ЭП можно выпустить машиночитаемые доверенности, в которых будут указаны полномочия по подписанию документов от лица компании. 

Руководителям организаций для работы с Росреестром ЭП выдают Удостоверяющий центр ФНС и его доверенные лица. К примеру, КЭП от ФНС можно оформить в Сбербанке, который является первым доверенным лицом ФНС России. 

Полученную КЭП от ФНС можно использовать не только для работы с Росреестром и другими ведомствами, но и для сдачи отчётности, электронного документооборота с контрагентами, участия в торгах и для других задач. 

Удостоверяющий центр СберКорус осуществляет выпуск электронных подписей для физических лиц и сотрудников организаций, в том числе для работы с Росреестром и осуществления сделок с недвижимостью. Кроме того, в УЦ можно приобрести токен и ПО для КЭП от ФНС

Подписывайтесь на наш
Telegram-канал СберКорус
Наши продукты

СФЕРА EDI

Обменивайтесь финансовой, коммерческой, логистической документацией с партнерами.

Электронная подпись

Квалифицированная ЭП для взаимодействия с госорганами и партнерами.

СФЕРА Отчётность

Отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат в режиме онлайн.

Сервис проверки контрагентов

Проверка надежности по 20+ официальным источникам.
СберКорус Контакты:
Адрес: Б.Сампсониевский пр., 68Н Санкт-Петербург,
Телефон:8 800 100-8-812, Электронная почта: help@esphere.ru