ЭДО с ФНС: кто обязан подключить и что для этого нужно
Сейчас вести электронный документооборот с налоговой инспекцией обязаны не все компании и ИП. В 2023 году налоговая сообщала, что 93 % российских компаний уже предпочитают взаимодействовать с ФНС по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), и панировала к 2024 году весь бизнес перевести на такой формат. Однако до сих пор некоторые компании и предприниматели могут выбирать — сдавать отчетность на бумаге или в электронном виде. Рассказываем, кто обязан применять ЭДО с налоговой, в чем состоят преимущества электронного документооборота и как его подключить.
Что такое ЭДО с ФНС
Это формат взаимодействия с налоговыми органами, при котором бизнес сдает отчетность в электронном виде. Подавать электронную отчетность можно через оператора электронного документооборота или общедоступный сервис ФНС. Кроме того, по ТКС бизнес получает и обрабатывает требования и запросы ФНС.
Кто обязан сдавать отчётность только в электронном виде
В настоящее время электронную отчетность в ФНС обязаны сдавать все налогоплательщики, у которых среднесписочная численность сотрудников за прошлый календарный год превышает 100 человек (п. 3 ст. 80 НК РФ), а также крупнейшие налогоплательщики. Кроме того, только в электронном виде подают:
-
годовую бухгалтерскую отчётность;
-
декларации по НДС;
-
отчеты по формам РСВ и 6-НДФЛ, если у компании или ИП более 10 сотрудников.
В остальных случаях бизнес может выбирать, как взаимодействовать с налоговой.
Чем привлекателен электронный документооборот с ФНС для юридических лиц и ИП
ЭДО позволяет:
-
не посещать налоговые органы и экономить время;
-
отправлять отчетность в любое удобное время и из любого места;
-
сокращать количество ошибок при формировании отчетности;
-
контролировать сроки сдачи отчетности;
-
быстро реагировать на запросы и требования налогового органа.
Через сервис электронного документооборота бизнес может обмениваться с ФНС не только стандартными отчетами по хозяйственной деятельности, но и другими документами:
-
справками;
-
актами сверки;
-
информационными письмами;
-
ответами на обращения и пояснениями к требованиям и запросам ФНС.
ЭДО обеспечивает безопасность передачи данных. Электронная отчетность хранится в электронном архиве и ее не нужно распечатывать и хранить дубликаты на бумажных носителях.
Как подключить ЭДО с налоговой
Бухгалтерскую и налоговую отчетность можно подавать через сервис ФНС. Но все чаще бизнес выбирает другой вариант: заключить договор с одним из аккредитованных операторов ЭДО и получить доступ к сервису сдачи отчетности. Оператор выступает посредником при сдаче электронной отчетности, предоставляя услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками. Список операторов электронного документооборота размещен на сайте ФНС России.
Кстати, за подключение к сервису сдачи электронной отчетности не всегда нужно платить. Например, при открытии расчетного счета в Сбере такой сервис предоставляется бесплатно. При этом в нем можно взаимодействовать не только с ФНС, но и с СФР и Росстатом.
Для подключения ЭДО с ФНС через оператора потребуется:
-
Получить усиленную квалифицированную электронную подпись.
-
Приобрести специальное программное обеспечение для работы с электронной подписью и установить его на компьютер.
-
Подать заявку на подключение к сервису и заключить договор с оператором ЭДО.
После получения доступа к сервису можно приступать к сдаче электронной отчетности.
Заключение
Организации и предприниматели, которые стремятся к сокращению временных и финансовых затрат на обработку документов, видят удобное решение в ЭДО с ФНС. Сервисы для сдачи электронной отчетности повышают качество взаимодействия с контролирующими органами и эффективность бизнес-процессов.
Telegram-канал СберКорус