Цифровизация логистики и автоматизация управления цепями поставок: какие технологии используют в России
Сегодня транспортная логистика особенно заинтересована в цифровой трансформации и значительно больше других отраслей использует цифровые технологии, позволяющие автоматизировать процессы. Логистические компании частично или полностью переходят на новые бизнес-модели, основанные на цифровых технологиях. При этом сами руководители отмечают, что внедрение и использование цифровых продуктов сейчас является лучшим способом сокращения расходов. В статье расскажем о цифровых трендах в логистике сегмента B2B.
Разрыв по секторам
Аналитики отмечают, что уровень цифровизации логистики зависит от сектора. Наиболее активно цифровые технологии внедряют компании сегмента B2C, тем временем B2B немного отстаёт. Главная причина разрыва по уровню цифровизации — пандемия. В условиях пандемии возрос спрос на курьерскую доставку, так как люди стали активнее пользоваться онлайн-заказами с возможностью получения товаров на дом. В то же время диджитализацию логистики сегмента B2B затормозило сокращение объёма коммерческих грузоперевозок. Многим игрокам рынка цифровая трансформация просто оказалась не по карману, так как в условиях снижения заказов любые дополнительные расходы становились непосильными. Более того, приходилось заметно демпинговать, чтобы оставаться на плаву.
Сейчас же B2B-сектор постепенно восстанавливается, и компании держат курс на тотальную цифровизацию с целью оптимизировать затраты и улучшить качество управления цепочками поставок.
Цифровые технологии в логистике сектора B2B
По данным за 2021 год, около 65 % логистических компаний используют в работе решения на основе искусственного интеллекта. IT-компании разрабатывают системы предиктивной аналитики, помогающие строить оптимальные маршруты и прогнозировать техническое обслуживание. И многие логистические компании уже оценили их преимущества.
Планирование маршрутов
Система на базе искусственного интеллекта собирает большие данные о трафике, погодных условиях, времени ожидания, скорости погрузочно-разгрузочных работ в разных точках, проводит анализ и рассчитывает оптимальные маршруты. Прогнозирование маршрутов на основе реальных данных помогает:
Сократить время планирования маршрутов.
Снизить пробег автопарка.
Увеличить скорость поставок.
Повысить объём поставок.
Прогнозирование технического обслуживания
AI-системы собирают данные о состоянии транспорта и фактической эксплуатации (пройденные маршруты, состояние дорог, вес и тип перевозимого груза), дают прогнозы на ТО и ремонт, тем самым позволяют планировать издержки и сокращать непредвиденные расходы. Компании получают актуальную информацию о состоянии автопарка, благодаря чему могут более качественно управлять цепями поставок.
Контроль груза и повышение качества доставки
Компании, занимающиеся автомобильными грузоперевозками, используют RFID-метки. Это специальные маячки, которые крепятся к грузу и помогают отслеживать его на протяжении всего пути. Технология RFID даёт возможность проверять состояние груза, местоположение, температуру, повреждения. Отслеживать груз может не только поставщик, но и получатель в режиме реального времени. Это повышает прозрачность бизнес-процесса.
Возможность проводить мониторинг грузов есть и в морских контейнерных перевозкам. К примеру, компании Maersk и CMA CGM уже давно используют смарт-контейнеры Traxens. На них установлены датчики, которые предоставляют информацию о состоянии и местонахождении грузов в режиме реального времени. Кроме того, блокчейны содержат информацию для таможенных органов, что сокращает скорость проверки грузов.
До появления умных контейнеров морские перевозчики получали информацию о грузе только из отправной и конечной точки (в портах при загрузке и выгрузке). А во время перевозки происходили поломки пломб, кражи грузов. Со смарт-контейнерами отслеживание груза не прекращается даже после выгрузки в порту, если далее контейнер грузят на ЖД или автотранспорт.
Грузовые беспилотники — технологии будущего
В США крупнейший производитель дальнобойных тягачей Freightliner Trucks ещё в 2015 году выпустил на экспериментальный маршрут оборудованный интеллектуальной системой Daimler Highway Pilot для автономного вождения беспилотный грузовик. Однако пока есть препятствия для массового внедрения беспилотников в логистику. Хотя выгода от этого определённо есть. Например, в рамках одного эксперимента беспилотник прошёл примерно полторы тысячи километров, но под контролем водителя-инженера. При этом перевозка заняла на 42 % меньше времени, если сравнивать с обычным автомобилем и водителем.
В России разработки в сфере беспилотных грузоперевозок ведёт КАМАЗ. Тестирование беспилотников проходит в периметре заводской территории автомобильного завода. За её пределами такие эксперименты пока невозможны из-за несоответствия законодательству. Да и вряд ли беспилотные грузовики найдут применение в нашей стране в ближайшие годы, так как это для логистических компаний связано с очень большими расходами.
Как государство способствует цифровой трансформации в логистике
Для повышения уровня цифровой трансформации в логистике нужны не только новые цифровые решения, но и активное участие государства в области нормативно-правового регулирования. Государство понимает свою роль и способствует развитию цифровизации.
Уже сейчас транспортные компании могут автоматизировать процесс обмена перевозочными документами. В конце 2021 года ФНС утвердила формат электронной транспортной накладной, сопроводительной ведомости и заказ-наряда. И с января 2022 года компании могут обмениваться перевозочными документами в электронном виде. Это значительно упрощает коммуникации, стандартизирует процессы и позволяет избавиться от бумажного документооборота.
Обмениваться электронными перевозочными документами значительно удобнее, быстрее и эффективнее, чем бумажными. Цифровая логистическая цепочка даёт возможность оценить преимущества обмена электронными транспортными документами. СберКорус первым реализовал утверждённые ФНС форматы ЭТрН.
Сервис не только облегчает коммуникации между участниками логистической цепочки — все проходящие через него документы являются юридически значимыми и могут быть переданы в ФНС и другие контролирующие органы. Поэтому ЭТрН — это большой шаг к тотальной цифровизации логистики.
Telegram-канал СберКорус