Что такое розничная торговля: отличия от оптовой, особенности работы магазинов
Розничная торговля — это продажи поштучных товаров конечному покупателю, который будет использовать их в личных целях. Продавец не контролирует, где и как используется приобретённая продукция. Главное для магазина — это соблюдение торгового законодательства и получение дохода от сделок купли-продажи. В статье выясним, что такое розница, чем она отличается от оптовой реализации товаров, какие у неё бывают виды.
Розница и опт: в чём разница?
Розничная торговля отличается от оптовой целями, объёмами продаж, а также документами, которые оформляют при сделке. Разберёмся подробнее:
-
В розничной торговле товары реализуют физическим лицам, чтобы они использовали их в дальнейшем в личных целях. У оптовых продавцов клиенты — это ИП или организации, которые приобретают товары для их дальнейшей перепродажи.
-
Объёмы продаж одному клиенту в розничной торговле невелики — товары, как правило, покупаются поштучно. В оптовой торговле объёмы реализации куда больше — сотни или даже тысячи штук, тонны, поскольку товар будет перепродаваться, либо выгоднее приобретать что-нибудь в больших количествах из-за меньшей стоимости единицы товара.
-
В розничной торговле главным документом, подтверждающим сделку, является кассовый чек. Он оформляется продавцом на бумаге или в электронном виде. Со стороны покупателя для совершения сделки никаких подтверждающих документов не требуется. В оптовой торговле сделки совершаются путём перечисления денежных средств с расчётного счёта покупателя на счёт продавца. Операция оформляется платёжным поручением в банк. Также требуется оформление различных приходно-расходных документов — они понадобятся и продавцу, и покупателю в целях налогового и бухгалтерского учёта.
Однако у розничных и оптовых продавцов есть кое-что общее — все они так или иначе работают с поставщиками. Автоматизировать заказы и контролировать все этапы цепочки поставок от контрагентов поможет сервис EDI. С его помощью можно обмениваться электронными коммерческими документами с торговыми партнёрами и до 90 % увеличить скорость их подписания, а также получения оплаты. Сервис позволяет работать в том числе с маркированными товарами.
Виды предприятий розничной торговли
Существуют разные виды предприятий розничной торговли:
-
Продуктовые магазины. Самый распространённый вид магазинов, поскольку продукты питания востребованы покупателями всегда. В них реализуются товары первой необходимости, поэтому на доходах продуктовых магазинов мало отражаются любые экономические ситуации. В то же время это очень конкурентная ниша, где большой объём рынка заняли крупные сети. Также потребуется много финансовых вложений, чтобы закупить всё необходимое оборудование, найти подходящее помещение и соблюдать нормы СанПиНов. Код ОКВЭД для магазина продуктов — все те (на выбор), что входят в раздел 47.2 «Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах».
-
Непродовольственные магазины. Как правило, к ним относят магазины, реализующие одежду, обувь, средства гигиены, бытовую химию, косметику, посуду, хозяйственные, садовые товары, строительные материалы и многое другое. В зависимости от того, какие именно товары реализуются, отличаются и коды ОКВЭД. Так, если магазин продаёт одежду и обувь, то ему нужно будет выбрать код ОКВЭД из группы 47.7. А если планируется открытие книжного магазина или магазина игрушек, то потребуется код из группы 47.6.
-
Уличная торговля. Продажи в шатрах, торговых павильонах, ларьках, на рынках относятся к так называемой нестационарной торговле. Код ОКВЭД для вида деятельности «Розничная торговля» в этом случае выбирается из перечня группы 47.8.
-
Стационарная торговля. Это значит, что товары реализуются в специально обустроенном магазине. Там есть стеллажи, витрины, холодильники, склады (как правило). Такой магазин обеспечен всеми инженерными удобствами — отоплением, вентиляцией, водоснабжением и канализацией. Код ОКВЭД подбирается исходя из того, какие товары реализуются, из всей категории 47 «Розничная торговля», кроме 47.8, что связана с торговлей на нестационарных объектах, и 47.9, которая отвечает за продажи вне магазинов и рынков.
-
Интернет-торговля. К ней относятся продажи через маркетплейсы, интернет-магазины на сайтах, через социальные сети. Чтобы торговать дистанционно, у бизнеса должен быть код ОКВЭД из группы 47.9.
Узнайте, что нужно для открытия магазина, в нашем материале.
Какие законы контролируют розничную торговлю?
Вне зависимости от формы розничной торговли, магазины обязаны соблюдать следующие законы и нормативные акты:
-
закон «О защите прав потребителей»;
-
закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»;
-
закон «О применении контрольно-кассовой техники»;
-
закон «О техническом регулировании»;
-
закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
-
закон «О пожарной безопасности»;
-
правила продажи товаров в розницу (постановление Правительства РФ № 2463 от 31 декабря 2020 года);
-
санитарные нормы для объектов розничной торговли и рынков, закреплённые в СП 2.3.6.3668-20;
-
ГОСТ Р 51304-2022 — регулирует общие требования к розничной торговле.
За несоблюдение торгового законодательства магазинам могут грозить крупные штрафы. О том, какие санкции могут быть в розничной торговле, мы писали в этой статье.
Telegram-канал СберКорус