Частые вопросы об электронной подписи
Друзья, мы всегда стараемся отвечать на наиболее частые ваши вопросы. Накопился новый пул вопросов об электронной подписи, а мы подготовили для вас ответы.
Может ли один человек одновременно иметь несколько сертификатов электронных подписей?
Руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель для подписания документов компании может иметь только один квалифицированный сертификат электронной подписи. Когда выпускается другой сертификат, старый становится недействительным. При этом «служебную» ЭП в личных целях руководитель не может использовать: для этого он имеет право оформить обычную электронную подпись физического лица.
Если речь идёт о физических лицах, то они могут иметь несколько сертификатов электронных подписей одновременно и использовать их, например, для разных задач или для работы на разных устройствах. Сертификаты в таком случае будут содержать одну и ту же информацию — персональные данные физлица, но не будут отменять друг друга.
Отличается ли ЭП индивидуального предпринимателя от ЭП физического лица?
Индивидуальный предприниматель — это физическое лицо, которое зарегистрировало право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. По сути, индивидуальный предприниматель для использования в правоотношениях предпринимательской деятельности выпускает квалифицированный сертификат электронной подписи физического лица, но в нём указаны не только его персональные данные, но и основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРН).
Чем отличаются сертификаты электронной подписи юридического и физического лица?
Сертификат ЭП физического лица содержит только личные данные: фамилия, имя и отчество (при наличии), СНИЛС и ИНН.
В сертификат электронной подписи юридического лица включают: ИНН, наименование, место нахождения и основной государственный регистрационный номер юридического лица.
Произошли изменения в реквизитах юридического лица. Что делать с электронной подписью?
Квалифицированный сертификат юридического лица должен содержать наименование, место нахождения, ОГРН и ИНН. Если какие-либо из этих данных меняются, информация в сертификате ЭП становится недостоверной, а сам сертификат признаётся недействительным. Поэтому при смене реквизитов необходимо выпустить новый квалифицированный сертификат ЭП юрлица.
Можно ли получить электронную подпись в одном регионе, а использовать в другом?
Да. Электронную подпись можно получить в налоговом органе или аккредитованном удостоверяющем центре в любом субъекте РФ и использовать потом на всей территории России.
Где получить электронную подпись?
Физическим лицам услуги по выдаче электронных подписей оказывают аккредитованные удостоверяющие центры — можно обратиться в любой ближайший. Квалифицированную электронную подпись сотрудников организаций и физических лиц можно оформить в Удостоверяющем центре СберКорус.
Руководители юридических лиц и индивидуальные предприниматели получают электронную подпись в Удостоверяющем центре ФНС или у его доверенных лиц. Например, первым доверенным лицом УЦ ФНС является ПАО Сбербанк. В УЦ СберКорус также можно приобрести всё, что нужно для получения КЭП от ФНС.
Может ли сотрудник по доверенности получить сертификат электронной подписи руководителя в ФНС?
Нет, даже по нотариальной доверенности никто не сможет получить электронную подпись руководителя в ФНС. Руководителю необходимо лично посетить налоговую, подать заявление и получить сертификат и ключи ЭП.
Какой ЭП может подписывать документы компании сотрудник в 2024 году?
В 2024 году сотруднику компании необходимо выпустить электронную подпись физического лица, в которой будут указаны только его персональные данные, без сведений о месте работы. Чтобы такой ЭП сотрудник мог подписывать документы компании, необходимо выпустить к этой ЭП машиночитаемую доверенность (МЧД) подписанную КЭП руководителя.
Как оформить машиночитаемую доверенность к электронной подписи сотрудника?
Машиночитаемую доверенность можно оформить на сайте ФНС, через нотариуса или Госуслуги. Также такую услугу предоставляют специальные сервисы. В сервисе электронного документооборота от СберКорус машиночитаемые доверенности оформляются бесплатно с автоматической регистрацией в ФНС.
Может ли уволившийся сотрудник использовать в другой компании ЭП, которой подписывал документы нашей компании?
С 2023 года сотрудники компании подписывают документы личной подписью физического лица, к которой привязана машиночитаемая доверенность с определёнными компанией полномочиями. Если сотрудник увольняется, то компания отзывает машиночитаемую доверенность и она становится недействительной. При этом электронная подпись остаётся у сотрудника, и он её может использовать в личных целях. Новый работодатель имеет право к этой подписи выпустить МЧД, чтобы сотрудник мог подписывать документы компании.
Telegram-канал СберКорус