ТОП-5 вопросов об электронных путевых листах
Электронные путевые листы (ЭПЛ) — всё ещё новый формат документов для перевозчиков. Однако переход на ЭПЛ позволяет водителям быстрее выходить на маршруты, упрощает подготовку к государственным проверкам, помогает сэкономить время и деньги. Разберём самые частые вопросы об электронных путевых листах в нашей статье.
Вопрос № 1. Сколько разделов в ЭПЛ?
В ЭПЛ существует шесть титулов. Первые пять из них обязательны к заполнению, последний заполняется при необходимости (например, если перевозятся опасные грузы или пассажиры). Рассмотрим каждый из них подробнее:
-
Титул 1. Содержит всю информацию о предстоящем рейсе. В нём нужно указать сроки действия документа, дату и время, вид сообщения, место отправления. Прописываются характеристики транспортного средства (модель, марка, государственный номер). Указывается информация о владельце автомобиля (ОГРНИП / ОГРН, телефон, адрес, Ф.И.О. или наименование организации). Также нужно зафиксировать данные о водителе (информация о водительских правах, СНИЛС, Ф.И.О.). Раздел подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) ИП, руководителя компании или собственника машины.
-
Титул 2. Здесь описывается информация о предрейсовом медосмотре водителя. Медицинский работник может быть как сторонним, так и штатным. Главное, чтобы раздел был заверен УКЭП или оформленного на Госуслугах УНЭП медицинского работника.
-
Титул 3. Заполняется механиком, проводящим предрейсовый техосмотр автомобиля. Раздел заверяется УКЭП или оформленного на Госуслугах УНЭП специалиста.
-
Титул 4. В нём указываются предрейсовые показатели одометра. Как правило, их снимает механик, но у каждого перевозчика свои правила. Это может быть иное ответственное лицо. Титул также фиксируется УКЭП или УНЭП.
-
Титул 5. Заполняется уже после рейса — также снимаются показатели одометра механиком или иным уполномоченным лицом.
-
Титул 6. Заполняется, если водитель перевозил опасные грузы или пассажиров (абз. 3 ч. 3 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения). Медицинский работник проводит послерейсовый осмотр водителя и фиксирует данные о состоянии его здоровья.
Вопрос № 2. Тяжело ли перейти на ЭПЛ бизнесу?
Нет, перейти на ЭПЛ не сложно. Для этого необходимо:
-
Выбрать сервис транспортного электронного документооборота (ТрЭДО). Например, в СберКорус реализованы разные виды интеграций сервиса — веб-версия, коннектор для логистического сервиса, API-инструменты. Также доступен функционал автоматического формирования XML-титулов, а также удобное мобильное приложение для водителей. Помимо ЭПЛ, ТрЭДО позволяет оформлять множество других документов — транспортные накладные, экспедиторские расписки, УПД на транспортные услуги и многое другое.
-
Выпустить УКЭП для сотрудников, которые отвечают за подписание ЭПЛ. Как минимум, для медика и механика. Оформить ЭП можно в Удостоверяющем центре СберКорус. При необходимости предоставляется услуга выпуска УКЭП за 1 рабочий день.
-
Далее нужно заполнить информацию о себе и ответственных сотрудниках, а также транспортных средствах, в сервисе, и начать обмен документами.
Вопрос № 3. В чём суть последних нововведений по заполнению ЭПЛ?
С 1 сентября 2023 года заполнение ЭПЛ претерпело ряд изменений:
-
если вы ошиблись с заполнением титулов, теперь не обязательно полностью переделывать ЭПЛ — можно скорректировать лишь отдельные титулы, выпустив исправленную версию;
-
допускается оформление одного ЭПЛ в случаях, если у водителя несколько рейсов, если поездка превышает по длительности рабочий день или смену водителя;
-
разрешается использовать телемедицину для пред- и послерейсовых медицинских осмотров;
-
обязательность внесения расширенных данных о водителе — дату выдачи, серию и номер водительского удостоверения, а также СНИЛС.
В то же время дистанционные медосмотры недопустимы, если водитель постоянно работает с перевозками пассажиров по маршрутам свыше 300 км, а также в случаях перевозки опасных грузов и детских групп.
Вопрос № 4. Нужно ли водителю подписывать ЭПЛ?
Это зависит от организации бизнес-процессов у конкретного перевозчика. Бывает, что водитель также исполняет обязанности механика. Тогда, соответственно, его УКЭП будет стоять в титулах 3-5. Также водитель может подписывать ЭПЛ, если он передает транспорт своему коллеге, когда на одну машину оформлено несколько путевых листов. В этом случае он снимает показания одометра и фиксирует его в документе.
Вопрос № 5. Как показывать ЭПЛ сотрудникам ГИБДД?
В сервисе ТрЭДО от СберКорус также разработано специальное мобильное приложение для водителей. В нём можно найти необходимый путевой лист и показать QR-код сотруднику ГИБДД. Просканировав его, проверяющий сможет просмотреть всю информацию о рейсе.
Telegram-канал СберКорус