Какие изменения были введены в части закупок?
![](/local/build/images/blog-time.61f2366c.png)
![](/local/build/images/blog-views.396c27e8.png)
Закупки в условиях частичной мобилизации претерпели ряд изменений. Расскажем, как изменились государственные и коммерческие закупки в условиях частичной мобилизации, и как организовать работу в случае, если контрактного управляющего или иного уполномоченного специалиста призвали на службу.
Изменения законодательства
Основные изменения в сфере закупок в связи с частичной мобилизацией ввело постановление Правительства РФ № 1838 от 15 октября 2022 года. Документ разрешил:
по соглашению сторон менять существенные условия контракта, если из-за мобилизации он не может быть исполнен;
не включать в реестр недобросовестных поставщиков компании, предпринимателей, которые уклонились от заключения контрактов или не смогли их исполнить в связи с мобилизацией;
полностью списать начисленные штрафы, пени и неустойки с исполнителя, который не смог выполнить контракт из-за мобилизации.
Как можно видеть, государство упростило заказчикам и исполнителям порядок отказа от исполнения обязательств. Главное, доказать, что форс-мажор возник именно из-за мобилизации.
Как быть с уполномоченными сотрудниками?
Один из главных рисков закупок в условиях частичной мобилизации — призыв на военную службу контрактных управляющих или непосредственных исполнителей сделки.
Если мобилизуют контрактного управляющего
В случае, если мобилизации подлежит контрактный управляющий, придётся позаботиться о сотрудниках, которые будут выполнять его функции в период отсутствия. Можно будет нанять нового специалиста по срочному трудовому договору, а можно будет переложить обязательства мобилизованного работника на других сотрудников, которых не призывают на военную службу.
Что будет нужно сделать?
Оформить новую электронную подпись (ЭП). Это нужно будет сделать как в случае, если заключается срочный трудовой договор с новым специалистом, так и в случае, если мобилизованного контрактного управляющего заменит кто-то другой из действующего штата. ЭП для сотрудника позволяет совершать различные операции на электронных торговых площадках, участвовать в электронном документообороте (ЭДО) с контрагентами и сдавать отчётность в государственные органы.
Внести изменения в документы. В частности, придётся издать новые приказы о назначении нового контрактного управляющего, заключить дополнительные соглашения к трудовому договору, если мобилизованного работника заменит кто-то из действующего персонала. Не исключены изменения локальных актов по закупкам при частичной мобилизации — речь идёт о должностных инструкциях, внутренних правилах проведения торгов.
Провести обучение нового специалиста. По закону у контрактного управляющего должно быть дополнительное профессиональное или основное высшее образование в сфере закупок.
Также нового работника нужно будет ввести в курс дела. Желательно заранее составить календарь процедур и планируемых закупок, чтобы не опоздать со сроками.
Если мобилизуют исполнителя контракта
В этом случае заказчикам нужно проверить своих контрагентов и выяснить у них напрямую, есть ли риск неисполнения обязательств. Проверку следует произвести при сотрудничестве:
с физическими лицами и самозанятыми;
с ИП, работающими в одиночку;
с КФХ;
с организациями, у которых единственный учредитель или единственный исполнительный орган, принимающий решения по участию в закупках.
Желательно изменить существенные условия контракта или отказаться от его исполнения, чтобы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Постановление Правительства РФ № 1838 позволяет это сделать без последствий, включая полное списание неустоек.
![](/local/build/images/blog-views.396c27e8.png)
Telegram-канал СберКорус
![](/upload/iblock/0f2/89yq5gmytpmbw7e68xif8yqqsqresgvv.png)
СФЕРА EDI
![](/upload/resize_cache/iblock/c65/255_180_2/w9j1ljnui5rbsl9305i0q72wnqk1u614.png)
Электронная подпись
![](/upload/iblock/b7e/5t9gqyja812v1qpg54p28wxday68t9mu.png)
СФЕРА Отчётность
![](/upload/iblock/ef9/0rag15aapwonxf2muj10whe6ci91ourn.png)