Как защитить бизнес от необоснованных исков?
Ведение собственного бизнеса — это не только развитие товарного ассортимента или линейки услуг, но и выживание среди конкурентов. В некоторых случаях другие предприниматели и компании могут доставлять неприятности тем, кто работает в одной с ними сфере, при этом формально не нарушая закон. Среди самых распространённых методов давления — подача необоснованных исков в суд или направление жалоб в государственные органы. Выясним, как защититься от незаконных методов давления со стороны конкурентов и какие их виды существуют.
Виды незаконного давления на бизнес
Как уже отмечалось выше, конкуренты используют формально законные способы, чтобы доставить бизнесу дополнительных хлопот. В таблице ниже приведены самые распространённые методы давления:
Метод давления |
Последствия |
Необоснованные иски |
Как понимать — что такое необоснованный иск в суд? Это заявление, которое не имеет судебной перспективы — иными словами, у истца нет или очень мало доказательств, чтобы взыскать деньги с ответчика (например, из-за неосновательного обогащения или для компенсации причинённого морального вреда), обязать его что-то сделать (например, покинуть арендованное помещение). Главная цель необоснованных исков — выставить организацию или ИП в роли ответчика, чтобы этот статус могли видеть их деловые партнёры. Анализируя судебные дела определённого бизнеса, контрагенты могут побояться иметь с ними дело, полагая, что он недобросовестный. Судебные дела могут нанести репутационный ущерб, особенно в случаях, если истец решит рассказывать о них в СМИ. |
Негативные отзывы |
В некоторых случаях конкуренты могут заказать негативные отзывы против определённой фирмы или предпринимателя. Как правило, такие отзывы размещаются на маркетплейсах (под определёнными товарами), на карточках предприятия в 2ГИС, Google Maps и «Яндекс.Картах», специализированных площадках, например, «Отзовик». Очень важно следить за отзывами о бизнесе. Согласно исследованию коммуникационной платформы Globlee, для 90 % интернет-пользователей наличие или отсутствие отзывов оказывает влияние на выбор того или иного товара либо услуги. |
Жалоба в государственные органы |
Помимо подачи необоснованного иска, конкуренты могут самостоятельно или через специально нанятых лиц направить жалобы в государственные органы. Причём угроза может ожидать бизнес с любой стороны:
Жалобы могут быть самыми разными — от того, что компания «обсчитала» потребителя, до того, что она скрывает недвижимость от налоговой службы и не отчисляет обязательные платежи в бюджет. |
Информирование ФНС о недостоверном адресе |
Эта, казалось бы, небольшая «каверза» может принести бизнесу неприятности:
|
Возбуждение уголовного дела |
Руководителю компании или ИП может грозить привлечение к уголовной ответственности, даже если до этого бизнес продуктивно сотрудничал с контрагентом по гражданско-правовым договорам. В качестве примера можно привести ситуацию, когда организация обязалась сделать ремонт в торговом центре, по договору получив аванс от заказчика, но своевременно не приступила к работе. И тогда владелец торгового центра вместо того, чтобы подать иск в суд и истребовать компенсацию за просрочку исполнения обязательств, обвиняет руководство фирмы-исполнителя в мошенничестве. |
Заявление о банкротстве |
Этот риск грозит всем ИП или предприятиям, у которых накопились долги более 300 тыс. руб. перед кредиторами, и просрочка по которым превысила 3 месяца. Но до реального признания банкротом может не дойти, если бизнес докажет, что всё ещё платежеспособен и крепко стоит на ногах. Помимо самого предъявления заявления о банкротстве, истец может потребовать принять обеспечительные меры, чтобы быть уверенным в том, что взыскание долга будет реальным. Под обеспечительными мерами чаще всего понимается арест имущества — недвижимости, транспортных средств. Также обеспечительные меры могут выражаться в запрете определённых действий, например, совершать сделки со своими активами. |
Заявление о блокировке сайта |
Эта угроза не воплощается в жизнь, пока:
|
Способы защиты бизнеса
Деловая и судебная практика показывают, что лучший способ защитить бизнес — это осторожность при выборе контрагентов и добросовестное ведение предпринимательской деятельности. Что можно сделать для защиты бизнеса?
-
Проверять контрагентов перед заключением любых сделок. Узнать, какие сведения о них отражаются в ЕГРЮЛ, с какими другими организациями связан деловой партнёр, с кем он судится, перед кем имеет долги, как проявляет себя в тендерах и закупках, какое у него финансовое состояние. Например, Сервис проверки контрагентов (СПК) от СберКорус помогает оценить благонадёжность компании или ИП, анализируя данные из более 20 источников, и предоставляет полный отчёт с маркерами риска. По желанию контрагента можно поставить на мониторинг, чтобы отслеживать, какие изменения с ним происходят, и оценивать риски продолжения сотрудничества.
-
Собирать доказательства правомерного поведения. Даже если конкурент дал сообщение в СМИ, что он подал против вашего бизнеса иск в суд, вы всегда аналогичным образом можете выступить с опровержением, приложив документы-доказательства.
-
Регулярно контролировать собственные объёмы задолженности перед кредиторами, не затягивать с решением проблем с ними.
-
Мониторить отзывы о бизнесе в интернете, реагировать на них, выявлять фейки в диалоге с недовольным клиентом и просить модераторов площадок удалять недостоверную информацию. Дополнительно можно попросить клиентов, довольных услугами компании, написать положительные отзывы.
Защищать бизнес можно любыми законными способами.
Telegram-канал СберКорус