Войти
Блог

Как проверить статус самозанятого, зачем и когда это нужно

26 ноября 2024

Если бизнес работает с самозанятым, проверка статуса налогоплательщика на профессиональный доход — важная задача, которой нельзя пренебрегать. В статье расскажем, для чего это нужно и как получить сведения о самозанятых.

Зачем проверять статус самозанятого

Налог на профессиональный доход (НПД, самозанятость) — это специальный налоговый режим, который могут применять обычные физические лица и физлица в статусе ИП, чтобы официально работать, получать доход и уплачивать с него налог в бюджет. Самозанятый сам перечисляет налог по ставке 4 % или 6 %, в зависимости от того, кто платит вознаграждение — физлицо или ЮЛ/ИП. При сотрудничестве с самозанятым заказчик выплачивает только вознаграждение и получает от самозанятого чек после перечисления денежных средств, а вопрос начисления и уплаты налога его не касается. Однако, если окажется, что самозанятый на момент начала сотрудничества или оплаты не имел соответствующий статус, заказчику придется выплатить НДФЛ и страховые взносы, как при сотрудничестве с обычным физлицом.

Приведём пример.

Компания наняла самозанятого дизайнера на один проект, заключила с ним договор и после получения результата выплатила исполнителю 50 000 рублей.

Как должно быть:

Самозанятый получил деньги, зафиксировал доход в приложении «Мой налог» и выдал чек. Дополнительные расходы компания не несёт.

Как может получиться:

При заключении договора компания поверила исполнителю на слово, что он имеет действующий статус самозанятого, и самостоятельную проверку не произвела. Через некоторое время налоговая присылает уведомление с требованием выплатить НДФЛ и страховые взносы. Оказалось, что исполнитель потерял статус самозанятого, поэтому налоговая посчитала, что договор на 50 000 рублей был составлен с физлицом.

Что заплатит компания:

  • НДФЛ по ставке 13 %: 50 000 х 13 % =6 500 руб.

  • Взнос на пенсионное страхование (22 %): 56 500 х 22 % = 12 430 руб.

  • Взнос на медицинское страхование (5,1 %): 56 500 х 5,1 % = 2 882 руб.

Что получается в итоге: из-за того, что компания не проверила, является ли человек самозанятым или нет, помимо вознаграждения исполнителю, она уплатит в бюджет 21 812 рублей.

Когда нужно проверять статус

Как минимум дважды: перед заключением договора и перед оплатой. То есть проверить, есть ли у человека самозанятость, нужно на дату подписания договора и на дату перечисления средств. И на всякий случай — зафиксировать результаты проверки.

Где посмотреть статус самозанятого

У заказчика есть два варианта:

1. Узнать ИНН самозанятого и проверить самостоятельно на сайте ФНС.

ФНС ведёт единый реестр самозанятых граждан. Чтобы узнать статус налогоплательщика по ИНН, потребуется меньше минуты:

Проверка самозанятого по ФИО невозможна. Также сервис не покажет другие данные налогоплательщика.

Если вас интересует, как узнать дату постановки на учёт, выберите второй вариант проверки.

2. Запросить справку у самозанятого.

В приложении «Мой налог» справка формируется моментально, а самозанятый может отправить её в формате PDF в любой мессенджер или другими способами.

Выглядит справка так:

 

Под названием указан номер справки о постановке на учёт. Есть ФИО налогоплательщика, ИНН, серия и номер паспорта, дата постановки на учёт и место регистрации статуса.

Обязан ли самозанятый сообщать заказчику о потере статуса?

Потеря статуса самозанятого возможна, если налогоплательщик сам снялся с учёта или превысил лимит годового дохода (2,4 млн рублей). Но закон не обязывает уведомлять заказчика об утрате статуса.

Как бизнесу обезопасить себя в этом случае? Ответ прост: предусмотреть в договоре условие о том, что самозанятый обязан сообщить об утрате статуса. Это очень важно и помогает сократить риски. Что ещё рекомендуют учесть при работе с самозанятыми, подробно рассказали в этой статье

Подписывайтесь на наш
Telegram-канал СберКорус
Наши продукты

СФЕРА EDI

Обменивайтесь финансовой, коммерческой, логистической документацией с партнерами.

Электронная подпись

Квалифицированная ЭП для взаимодействия с госорганами и партнерами.

СФЕРА Отчётность

Отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат в режиме онлайн.

Сервис проверки контрагентов

Проверка надежности по 20+ официальным источникам.
СберКорус Контакты:
Адрес: Б.Сампсониевский пр., 68Н Санкт-Петербург,
Телефон:8 800 100-8-812, Электронная почта: help@esphere.ru