Войти
Блог

Как оформляется электронный больничный?

20 сентября 2023

Электронный больничный лист действует в России с 2022 года, однако вопросы, касающиеся его оформления и предоставления работодателю, возникают и сейчас. Особенно важно следить за документами бухгалтеру, чтобы знать, когда пособие по нетрудоспособности выплачивает напрямую Социальный фонд России (СФР), а когда перечисления в пользу сотрудника нужно делать компании. Разберёмся, как работает электронный больничный лист, а также какую отчётность по работникам нужно предоставить в СФР.  

Краткая справка

Электронный лист нетрудоспособности (ЭЛН) имеют право выдавать зубные врачи (при отсутствии стоматолога), фельдшеры и лечащие врачи. Доктора скорой помощи больничные не оформляют. Запросить документ вправе не только пациенты-россияне, но и иностранцы, а также лица без гражданства, если они зарегистрированы в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС). Полная информация о том, как открыть электронный больничный, закреплена в приказе Минздрава РФ № 1089н от 23 ноября 2021 года

В чём заключаются главные особенности ЭЛН?

Особенность

Описание

Только цифровой вид

Больничный в электронном виде оформляется практически всем сотрудникам, кроме:

 
  • лиц, находящихся под государственной защитой;

  • работников, информация о которых составляет государственную тайну. 

 

Для них листы нетрудоспособности продолжают выдавать на бумаге (ч. 28 ст. 13 Закона об обязательном соцстраховании).

Для своевременной оплаты больничных в СФР нужно передавать сведения о сотрудниках

Подаётся отчётность СоЗЛ (Сведения о застрахованном лице). Её актуальная форма закреплена в приказе ФСС № 119 от 8 апреля 2022 года

Сокращённые сроки передачи сведений в СФР

Как только работодатель получает информацию о сотруднике, он обязан направить её в СФР в течение 3 рабочих дней (ч. 15 ст. 13 Закона об обязательном соцстраховании). Ранее срок направления данных о работниках составлял 5 рабочих дней.

СФР может потребовать компенсации, если были выплачены излишние больничные

Оформление электронного больничного хотя и минимизирует ошибки, но не избавляет от них полностью. Если из-за некорректных сведений СФР выплатит излишнее пособие, а потом выявит ошибку, то он потребует возврат средств. Возмещение будет платить тот, кто допустил ошибку — это может быть как сам работник, так и работодатель или даже врач. 

 

Для того, чтобы работать с электронными больничными, а также подавать отчётность в СФР, необходимо подключить сервис электронного документооборота (ЭДО). C его помощью можно подавать документы в фонд даже в самую последнюю минуту окончания сроков. Специалист будет иметь доступ к системе с любого устройства и в режиме 24/7. В случае, если СФР направит уточняющий запрос, сервис моментально уведомит об этом пользователя. А при открытии расчётного счёта в СберБанке сервис сдачи электронной отчётности будет доступен совершенно бесплатно. 

Последовательность работы с ЭЛН

Ниже расскажем о правилах оформления электронного больничного листа и работы с ним:

  1. Врач или фельдшер медицинской организации, куда обратился сотрудник, открывает ЭЛН. Информация о нём поступает в систему СФР.

  2. СФР на основании отчётов СоЗЛ определяет, где трудоустроен гражданин. Фонд уведомляет работодателя о том, что его сотрудник временно нетрудоспособен. Чтобы больничные начислялись корректно, СоЗЛ нужно вовремя сдавать. Как мы уже упоминали выше, у нанимателя есть 3 рабочих дня для подачи отчёта после получения данных от работника. Подавать СоЗЛ нужно как только человек трудоустроился, или если у него поменялись персональные данные. 

  3. О закрытии больничного работодателя также уведомит СФР. Фонд направит в компании предзаполненные сведения о сотруднике, чтобы в дальнейшем выплатить ему пособие по нетрудоспособности. Уточняющий запрос может быть связан с разными данными — от длительности рабочего времени и районном коэффициенте до страхового стажа или объёма заработка. 

  4. После получения всех необходимых сведений СФР уплачивает больничные. При этом за первые 3 дня пособие выплачивается самим работодателем (ст. 14.1 Закона об обязательном соцстраховании). 

Подписывайтесь на наш
Telegram-канал СберКорус
Наши продукты

СФЕРА EDI

Обменивайтесь финансовой, коммерческой, логистической документацией с партнерами.

Электронная подпись

Квалифицированная ЭП для взаимодействия с госорганами и партнерами.

СФЕРА Отчётность

Отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат в режиме онлайн.

Сервис проверки контрагентов

Проверка надежности по 20+ официальным источникам.
СберКорус Контакты:
Адрес: Б.Сампсониевский пр., 68Н Санкт-Петербург,
Телефон:8 800 100-8-812, Электронная почта: help@esphere.ru