Как оформляется электронный больничный?
Электронный больничный лист действует в России с 2022 года, однако вопросы, касающиеся его оформления и предоставления работодателю, возникают и сейчас. Особенно важно следить за документами бухгалтеру, чтобы знать, когда пособие по нетрудоспособности выплачивает напрямую Социальный фонд России (СФР), а когда перечисления в пользу сотрудника нужно делать компании. Разберёмся, как работает электронный больничный лист, а также какую отчётность по работникам нужно предоставить в СФР.
Краткая справка
Электронный лист нетрудоспособности (ЭЛН) имеют право выдавать зубные врачи (при отсутствии стоматолога), фельдшеры и лечащие врачи. Доктора скорой помощи больничные не оформляют. Запросить документ вправе не только пациенты-россияне, но и иностранцы, а также лица без гражданства, если они зарегистрированы в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС). Полная информация о том, как открыть электронный больничный, закреплена в приказе Минздрава РФ № 1089н от 23 ноября 2021 года.
В чём заключаются главные особенности ЭЛН?
Особенность |
Описание |
Только цифровой вид |
Больничный в электронном виде оформляется практически всем сотрудникам, кроме:
Для них листы нетрудоспособности продолжают выдавать на бумаге (ч. 28 ст. 13 Закона об обязательном соцстраховании). |
Для своевременной оплаты больничных в СФР нужно передавать сведения о сотрудниках |
Подаётся отчётность СоЗЛ (Сведения о застрахованном лице). Её актуальная форма закреплена в приказе ФСС № 119 от 8 апреля 2022 года. |
Сокращённые сроки передачи сведений в СФР |
Как только работодатель получает информацию о сотруднике, он обязан направить её в СФР в течение 3 рабочих дней (ч. 15 ст. 13 Закона об обязательном соцстраховании). Ранее срок направления данных о работниках составлял 5 рабочих дней. |
СФР может потребовать компенсации, если были выплачены излишние больничные |
Оформление электронного больничного хотя и минимизирует ошибки, но не избавляет от них полностью. Если из-за некорректных сведений СФР выплатит излишнее пособие, а потом выявит ошибку, то он потребует возврат средств. Возмещение будет платить тот, кто допустил ошибку — это может быть как сам работник, так и работодатель или даже врач. |
Для того, чтобы работать с электронными больничными, а также подавать отчётность в СФР, необходимо подключить сервис электронного документооборота (ЭДО). C его помощью можно подавать документы в фонд даже в самую последнюю минуту окончания сроков. Специалист будет иметь доступ к системе с любого устройства и в режиме 24/7. В случае, если СФР направит уточняющий запрос, сервис моментально уведомит об этом пользователя. А при открытии расчётного счёта в СберБанке сервис сдачи электронной отчётности будет доступен совершенно бесплатно.
Последовательность работы с ЭЛН
Ниже расскажем о правилах оформления электронного больничного листа и работы с ним:
-
Врач или фельдшер медицинской организации, куда обратился сотрудник, открывает ЭЛН. Информация о нём поступает в систему СФР.
-
СФР на основании отчётов СоЗЛ определяет, где трудоустроен гражданин. Фонд уведомляет работодателя о том, что его сотрудник временно нетрудоспособен. Чтобы больничные начислялись корректно, СоЗЛ нужно вовремя сдавать. Как мы уже упоминали выше, у нанимателя есть 3 рабочих дня для подачи отчёта после получения данных от работника. Подавать СоЗЛ нужно как только человек трудоустроился, или если у него поменялись персональные данные.
-
О закрытии больничного работодателя также уведомит СФР. Фонд направит в компании предзаполненные сведения о сотруднике, чтобы в дальнейшем выплатить ему пособие по нетрудоспособности. Уточняющий запрос может быть связан с разными данными — от длительности рабочего времени и районном коэффициенте до страхового стажа или объёма заработка.
-
После получения всех необходимых сведений СФР уплачивает больничные. При этом за первые 3 дня пособие выплачивается самим работодателем (ст. 14.1 Закона об обязательном соцстраховании).
Telegram-канал СберКорус