Войти
Блог

Обязательная маркировка товаров: список | Требования и правила маркировки

Обязательная маркировка — это способ борьбы государства с товаром низкого качества и подделкой. Программа стартовала в 2019 году и до конца 2024 года затронет все товары.

В статье расскажемо товарах, которые обязательно маркировать, сроках перехода на новые правила, участниках программы и о том, как правильно перейти на работу по новым правилам.
Оглавление

Что такое маркировка и Честный ЗНАК

Маркировка позволит создать единый прозрачный товарный каталог по всей стране. Выпускает, собирает коды и агрегируют информацию из них компания Честный ЗНАК. Ее еще называют ГИС МТ (Государственная информационнаясистема мониторинга за оборотом товаров) и ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий).

Коды генерируются индивидуально для каждого товара, стоимость одного — 50 копеек.
Двумерный штрихкод Data Matrix состоит из четырех групп данных: две идентифицирующие и две кодирующие. Каждая группа включает в себя цифры, строчные и заглавные латинские буквы, а также символы. Поэтомуон обладает высокой степенью защиты и всегда уникальный. Для проверки подлинности маркера дополнительно формируется криптографический код. Поэтому считать его может только специальный 2D-сканер.
Что собой представляет двумерный штрихкод Data Matrix в системе маркировки
Перед выпуском кода производитель или импортер в личный кабинет госсистемы загружает подробную информацию о товарах. Затем на ее основе создается маркер. Поэтому подделать или использовать код повторно не получится.

Перечень товаров и сроки маркировки 2021

Маркировка внедряется постепенно, иногда с некоторых групп товаров в отрасли, чтобы компании могли подготовиться заранее и безболезненно перейти на новые условия работы. Поэтому за изменениями необходимоследить на сайте честныйзнак.рф.

В таблице вы можете посмотреть категории товаров, которые уже обязательно маркировать, и те, которые пока участвуют в эксперименте. Когда эксперимент закончится, правительство выпустит постановлениес правилами и сроками ввода маркировки этих товаров.
Товар
Начало
Маркировка остатков
Эксперимент
Меховые изделия
12.08.2016
Табак
01.07.2019
до 01.07.2021
(прочие табачные изделия)
Духи и туалетная вода
31.03.2020
до 31.10.2021
Лекарства
01.07.2020
Лекарства, которые выпустили до 01.07.2020 маркировать не нужно
Обувь
01.07.2020
Фотоаппараты и лампы-вспышки
01.10.2020
Шины и покрышки
01.11.2020
Товары легкой промышленности
(не все категории)
01.01.2021
Молочные продукты (МП):

Мороженое и сыры
МП со сроком более 40 дней
МП со сроком менее 40 дней
Все МП, в том числе фермерское производство


01.06.2021
01.09.2021
01.12.2021

01.12.2022
Велосипеды
01.09.2021
Кресла-коляски
до 01.06.2021
Пиво и пивные напитки
до 31.08.2022
Вода в упаковках
до 01.06.2021
В 2021 году на обязательную маркировку переходят молочные продукты и часть товаров легкой промышленности. Подробнее об особенностях вы можете прочитать в наших статьях:
Маркировка молочной продукции →
Маркировка товаров легкой промышленности →

Как работает маркировка товаров

Все участники рынка маркируемого товара должны зарегистрироваться в ГИС МТ.

Если вам нужна помощь с регистрацией в Честном ЗНАКе, оставьте заявку. Мы пройдем за вас все этапы, настроим личный кабинет и поможем с переходомна маркировку.

Производитель и импортер
Регистрируются в системе GS1, если необходимо, заполняют карточки товаров, а затем отправляют информацию в Честный ЗНАК. Там генерируют уникальные коды для товаров и упаковок и отправляют заказчику. Производительсам наносит коды маркировки, а импортер отправляет коды иностранному производителю.

Затем коды агрегируют, указывают в электронном УПД и передают поставщикам. Импортные товары с маркировкой должныпоступить на таможню с нанесенными кодами.

Данные о движении товара на рынке попадают в Честный ЗНАК автоматически после подписания УПД.
Поставщики и дистрибуция
Сканируют и сверяют коды на упаковках с данными в УПД. Если все в порядке, принимают товар, подписывают документ и переходят к хранению или распространению.
Розница и общепит
Сверяют коды с данными в УПД и принимают товар. Подписывают УПД и автоматически отправляют данные в Честный ЗНАК. При продаже с помощью онлайн-кассы товар с маркировкой выходит из оборота.Если товар предназначен для собственных нужд, например, молоко для изготовления тортов, его списывают с указанием причины — «Для собственного оборота».
Потребитель
Может проверить весь путь товара и его характеристики с помощью мобильного приложения от ГИС МТ. Если обнаружатся нарушения, Честный ЗНАК начнет проверку.
Производитель или импортер
Производитель заказывает коды маркировки и наносит их на товар. Затем формирует универсально-передаточный документ, наполняя его кодами маркировки, и отправляет дистрибьютору с помощью электронного документооборота.
Дистрибьюторы
или опт
Магазины
Покупатель
При продаже товара через онлайн-кассу сведения о выбытии кода маркировки передаются через ОФД.
С помощью маркировки производители и все, кто участвует в цепочке продаж, сообщают о реализации товара в ГИС "Честный ЗНАК"
Честный ЗНАК
Принимают маркированный товар, сверяя его коды с указанными в электронных документах.
Подписывают документы с помощью электронной подписи, отчитываясь в систему «Честный знак» о переходе права собственности на маркированныйтовар.
Принимают электронные документы на маркированный товар, сверяя коды маркировки, и подписывают их с помощью электронной подписи.
Что делать с остатками или поврежденными кодами
Остатки товаров маркирует тот участник цепочки, который владеет товаром на момент вступления в силу закона. Например, поставщик не сможет передать рознице немаркированный товар, если срок маркировки уже наступил.Даже если розница готова сама промаркировать остатки. Это нарушение правил, поэтому участников оштрафуют. Закон запрещает передавать и принимать немаркированный или маркированный с ошибками товар.

Чтобыпромаркировать остатки, нужно создать карточки товаров на сайте Честный ЗНАК и заказать коды. Затем распечатать, нанести, отсканировать их и внести данные в электронный УПД или в товароучетнуюсистему.

Перемаркировка нужна, если код поврежден или утерян. Например, товар возвращают в магазин без упаковки. Продавец должен заказать для товара новый код, если его нельзя восстановить, нанести на упаковкуили ярлык, а затем ввести товар в оборот. Если код поврежден частично, его можно попробовать восстановить в личном кабинете ГИС МТ. Восстановленный код нужно распечатать и нанести на товар.
Оставьте заявку, и мы ответим на все ваши вопросы по подключению к системе маркировки товаров
Получить консультацию эксперта по маркировке

Что нужно для работы с маркировкой

Всем участникам рынка маркированного товара необходимы:
Квалифицированная электронная подпись
Чтобы подписывать электронный универсальный передаточный документ, зарегистрироваться в системе Честный ЗНАК и поставить на учет в ФНС онлайн-кассу.
Чтобы выпустить КЭП, оставьте заявку.
Электронный юридически значимый документооборот
Для перехода на электронный формат документов потребуется договор с оператором ЭДО и доступ в сервис. В СФЕРА Курьер вы можете работать в web-версии через браузерили прямо из учетной системы.

У ЦРПТ есть бесплатный ЭДО Лайт, который позволяет обмениваться электронными УПД. Функции сервиса ограничены, их недостаточно для полноценной работы с электроннымидокументами. У СФЕРА Курьер настроен роуминг с ЭДО Лайт, поэтому вы сможете без проблем обмениваться документами с партнерами, которые используют сервис Честного ЗНАКа.
Производители и импортеры
Маркировка начинается с производства. Именно тогда коды заказывают, наносят, агрегируют в упаковки и вводят в оборот. Поэтому производители модернизируют оборудование больше остальных участников цепочки. Потребуютсяпринтеры, оборудование для нанесения, сканеры, система отбраковки и специальное ПО.
Мы поможем подобрать комплексное решение для автоматизации работы с маркировкой, подготовим сотрудников и все настроим — оставьте заявку.
Розница и общепит
Потребуются:
Специальное товароучетное ПО и сервисы для автоматизации склада
Чтобы работать с кодами маркировки: отгрузка, приемка, сверка, перемаркировка и др.
Онлайн-касса, зарегистрированная в ФНС

Касса с доступом в интернет, соответствующая требованиям 54-ФЗ
Договор с оператором ОФД


Чтобы отправлять чеки в налоговую в момент оплаты товара на кассе.
2D-сканеры
Чтобы сканировать и сверять фактические коды маркировки и данные в УПД.
Принтеры
Чтобы отправлять чеки в налоговую в момент оплаты товара на кассе.
Дистрибуция
Готовится по аналогии с розницей и общепитом, но без онлайн-кассы и товароучетного ПО.

Штрафы

За работу без маркировки или с неправильной маркировкой оштрафуют (ст. 15.12. КоАП РФ):

  • от 5 000 до 10 000 ₽ и конфискация — для предпринимателей
  • от 50 000 до 300 000 ₽ и конфискация — для юрлиц

Лишение свободы до 3 лет и штраф 80 000 ₽ — для юрлиц и предпринимателей, если оборот немаркированной или неправильно маркированной молочной продукции будет от 1,5 млн рублей
(ст. 171.1 УК РФ).

Заявка на консультацию по маркировке
Оставьте заявку, и с вами свяжется наш менеджер
Подписывайтесь на наш
Telegram-канал СберКорус
Наши продукты

СФЕРА EDI

Обменивайтесь финансовой, коммерческой, логистической документацией с партнерами.

Электронная подпись

Квалифицированная ЭП для взаимодействия с госорганами и партнерами.

СФЕРА Отчётность

Отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат в режиме онлайн.

Сервис проверки контрагентов

Проверка надежности по 20+ официальным источникам.
СберКорус Контакты:
Адрес: Б.Сампсониевский пр., 68Н Санкт-Петербург,
Телефон:8 800 100-8-812, Электронная почта: help@esphere.ru