Что такое факторинг?
Факторинг – финансовый инструмент, доступный компаниям, работающим практически в любой отрасли, и актуальный для тех, кто работает по отсрочке платежа. Услуга позволяет получать деньги за реализованный товар в тот же или на следующий день. При этом дебиторская задолженность покупателя передается факторинговой компании.
Механизм работы факторинга
Например, заказчик (дебитор) покупает у поставщика товар c отсрочкой платежа. Поставщик отгружает товар заказчику, передает документы по сделке в факторинговую компанию (ее называют Фактором или агентом), которая сразу финансирует сделку – переводит деньги за товар поставщику. Заказчик по истечению контрактной отсрочки должен оплатить товар не поставщику, а факторинговой компании.
Факторинговая компания предлагает компании-поставщику комплексные услуги по ведению отчетов о задолженности (готовит списки покупателей и размер их долга), проверяет информацию о надёжности дебиторов, отслеживает дату выплаты задолженности в сроки по контракту.
- Рассмотрим на примере:
- ООО «Домовенок» поставляет промышленные материалы в строительные магазины по стране. В начале осени ООО «Домовенок» заключает договор поставки с магазином «Товары для дома и дачи».
- Оборот компании составляет примерно 2 000 000 руб. в месяц. Среднемесячная стоимость товарных запасов на складе – 1 300 000 руб.
Поставка товара осуществляется два раза в месяц, приблизительная стоимость каждой партии товара – 350 000 руб., отсрочка по расчетам за товары составляет 30 календарных дней по условиям контракта. Отгружая две партии товара, компания сократит запасы на складе выше, чем в два раза. В результате может образоваться дефицит товаров и произойдут сбои поставок в пользу других заказчиков, а закупить новую продукцию будет не на что, поскольку денежные средства от магазина поступят только через месяц.
В этом случае ООО «Домовенок» обращается за услугой факторингового финансирования, например, в компанию СберФакторинг. Участниками трехстороннего договора по сделке будут являться: Поставщик товара – ООО «Домовенок», Покупатель товара – магазин «Товары для дома и дачи», компанией фактором выступает СберФакторинг.
- Таким образом схема договора факторинга происходит следующим образом:
- ООО «Домовенок» отгружает партию товара магазину «Товары для дома и дачи».
- ООО «Домовенок» предоставляет СберФакторинг документы, подтверждающие факт отгрузки (товарные накладные).
- СберФакторинг перечисляет ООО «Домовенок» сумму, равную 95% от стоимости товара в рамках произведенной поставки.
- Через месяц магазин «Товары для дома и дачи» перечисляет денежные средства по товарной накладной на счет СберФакторинг.
Историческая справка
Такая финансовая операция, как факторинг появилась в Англии в 14 веке. Производственные предприятия были расположены далеко от рынков сбыта, поэтому факторы буквально связывали производства с конечным потребителем. Их задачей было хранение товара, поиск надежных покупателей, сбыт и сбор вырученных денег.
Активно факторинговые компании стали появляться и развиваться в конце 19 столетия в США. Это было вызвано большим потоком импортного товара от немецких и английских поставщиков одежды и обуви. Факторы гарантировали оплату продукции. Чтобы снизить риски неплатежей, они взимали дополнительное комиссионное вознаграждение. Со временем факторинговые компании стали так популярны, что начали представлять финансирование поставщикам продукции.
На середину прошлого века пришелся бум факторинга в западноевропейских странах. Предприятия часто работали на условиях отсрочки платежа, в то время как поставщики испытывали нехватку оборотных средств и были не в состоянии предоставить отсрочку. Тогда факторинговые компании оказывали огромную поддержку бизнесу. А с середины 20 века стал развиваться международный факторинг и факторинговые ассоциации.
В целом факторинг остается одним из самых быстрорастущих финансовых продуктов в мире, и особенно в России. Рынок растет несколько лет подряд, так, по последним данным, в I квартале 2021 года абсолютная величина выплаченного финансирования в нашей стране превысила 1 трлн руб.
Существует несколько классификаций инструмента факторинга:
- По формату распределения рисков: факторинг с правом регресса без права регресса. Сам по себе регресс – это принятие риска неплатежа по договору на клиента факторинговой компании (получателя финансирования). Факторинг с правом регресса – это формат сделки, при котором ответственность за неисполнение уступленных денежных обязательств несет не только заказчик, но и поставщик. При факторинге без права регресса компания, которая получает финансирование, не отвечает за неисполнение заказчиком своих обязательств по оплате товара. Таким образом поставщик получает не только финансирование, но и закрывает риск неплатежа со стороны дебитора.
- По информированности участников сделки: открытый и закрытый. Формат открытого факторинга – при котором все участники сторон уведомлены об участии факторинговой компании в сделке. При закрытом факторинге поставщик продукции самостоятельно ведет расчет с фактором для погашения платежа, не уведомляя об этом дебитора.
- По местонахождению участников: внутренний и международный. Внутренний факторинг – это формат сделки, когда участники контракта находятся в одной стране. Международный факторинг – если компания-фактор и ее клиент (поставщик товара) находятся в разных странах. Применим для компаний, которые отгружают товары в другие страны или закупают их за рубежом. Делится на два вида: экспортный – применяется при осуществлении экспорта товаров с предоставлением отсрочки платежа иностранному покупателю и импортный – ориентирован на российских покупателей, позволяет импортировать товары и получать услуги иностранных поставщиков на выгодных условиях с помощью факторинга.
- С финансированием и без финансирования. Факторинг с финансированием – когда фактор финансирует поставщика. Факторинг без финансирования – формат сделки, где Фактор берет на себя роль посредника и его функции заключаются в контроле своевременного погашения дебиторской задолженности. В СберФакторинг такой сервис называется «Сервис сбора платежей», он позволяет поставщику не тратить время на непрофильные функции по сбору платежей, все сделки Фактор берет на себя.
Факторинг для бизнеса чаще всего применяется в следующих случаях:
- Компании-поставщику необходимо увеличить оборотный капитал или ликвидировать возможность кассового разрыва;
- Компания-поставщик становится более привлекательной для крупных покупателей, может заключить более выгодную сделку и увеличить оборот;
- Факторинговое финансирование позволяет поставщику расширить список потенциальных контрагентов, ликвидируя риск невыплаты отгруженных товаров для клиентов и тем самым повышая надежность сделки с компанией.
Преимущества факторинга перед кредитом
Есть две возможности для компаний, которые испытывают трудности с финансами из-за задержек с оплатой со стороны контрагентов: взять кредит или заключить договор с фактором. Однако различий между факторинговым финансированием и кредитованием гораздо больше, чем сходств.
Кредит – это выдача банком денежных средств заемщику, которые необходимо будет вернуть в установленные сроки. При факторинговом финансировании можно управлять дебиторской задолженностью, соответственно, полученные денежные средства от Фактора поставщику возвращать не надо, задолженность покупателя передается на аутсорсинг финансирующей организации со страховкой возможных рисков. Факторинг имеет ряд преимуществ перед кредитом: заемщик получает надежную и прозрачную систему планирования собственных финансов, комплексную работу с денежными потоками, отсутствие залога, возможность быстро увеличить объемы денежного финансирования и улучшить показатели по обороту денежных средств.
Схожую схему с факторингом имеет и овердрафт, который также предусматривает пополнение оборотных средств. Однако в отличие от овердрафта при факторинговом финансировании не нужен залог, лимит денежных средств выше, а привязки к банковскому счету нет, зато есть возможность развивать свой бизнес посредством использования длительной отсрочки. Также важно отметить, что, в отличие от овердрафта, факторинг учитывает сезонность и способен отвечать меняющимся запросам поставщика.
Как оформить заявку на получение факторинга
Оформление сделки по факторингу — несложная процедура.
Поставщик, планирующий заключить сделку с отсрочкой платежа, предоставляет небольшой пакет документов, подписывает договор и получает финансирование. Процедура проходит еще проще, если компания-дебитор оказывается крупной федеральной торговой сетью.
Все необходимые действия по оформлению заявки и последующей сделке факторинга – от подачи заявки до финансирования и управления дебиторской задолженности – можно совершить дистанционно, оформив заявку на онлайн-платформе СберФакторинг. Вы попадаете в личный кабинет, где можете загрузить документы, посмотреть какой продукт Вам подойдет и заключить соглашение.
Telegram-канал СберКорус