Определение «маркировка товаров» в законодательстве, регулирующем торговую деятельность, появилось 7 лет назад. Рассказываем, чем это обернулось для бизнеса, какие изменения в торговле произошли и какой результат дало внедрение обязательной маркировки.
Цели внедрения обязательной маркировки товаров средствами идентификации, в том числе, описывает п. 7 ст. 8 Федерального закона о регулировании торговой деятельности № 381-ФЗ:
обеспечение законного оборота товаров;
защита прав потребителей;
предупреждение действий, которые вводят потребителей в заблуждение;
охрана жизни и здоровья человека;
защита общественной морали и правопорядка;
охрана окружающей среды, животного и растительного мира, культурных ценностей;
выполнение международных обязательств РФ;
обеспечение обороны страны и её безопасности.
Кроме того, внедрение маркировки отдельных групп товаров было нужно для обеспечения честной конкуренции на рынке и защиты интересов добросовестных участников рынка, повышения прозрачности оборота товаров и устранение с рынка контрафакта.
Ввод обязательной маркировки средствами идентификации сильнее всего отразился на производителях и импортёрах, поскольку именно они совершают больше действий по подготовке к реализации маркированных товаров: описывают товары в системе, заказывают коды, распечатывают их, наносят на товары. Остальные участники оборота — проверяют коды и направляют сведения о движении товара или выводе кодов из оборота.
На момент написания статьи есть 16 товарных категорий, подлежащих обязательной маркировке, два завершённых и 13 действующих экспериментов. Как показывает практика, после завершения пилотного проекта начинается обязательная маркировка товаров, участвовавших в эксперименте. А сами эксперименты дают возможность участникам того или иного товара без спешки подготовиться к внедрению обязательной маркировки и строгому соблюдению требований законодательства.
В целом, перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке, утверждает Распоряжение Правительства РФ № 792-Р от 28.04.2018. Маркировка вводится постепенно. Однако ощутимое пополнение в системе маркировке отмечается в 2023 году, когда к ней подключили 15 новых групп товаров. В некоторые категории товары, которые необходимо наделять средствами идентификации, постепенно добавляются. Например, с 1 апреля 2024 года довольно сильно расширился перечень текстильных изделий, подлежащих маркировке.
Установлены административные штрафы за нарушения требований маркировки (15.12 КоАП РФ). Причём цифры серьёзные: за оборот алкоголя и табака без маркировки юридическое лицо могут оштрафовать до 500 тысяч рублей.
Кроме того, за нарушения могут конфисковать товар, аннулировать лицензию, взыскать стоимость реализованного без маркировки товара, причинённые убытки и другие расходы.
Роспотребнадзор проводит контрольные мероприятия: в 2023 году было проведено 3 874 проверки, в рамках которых выявлено почти 600 тысяч нарушений. Больше всего нарушений приходится на табачную и молочную продукцию.
Эксперимент по внедрению обязательной маркировки товаров считается успешным и эффективным. Честный ЗНАК на своём сайте периодически приводит аналитические данные. Исходя из информации, оборот товаров действительно становится более прозрачным и честным. Например, в 2023 году было продано в три раза меньше просроченных лекарств, продажи минеральной воды без разрешительной документации снизились на 98 %, на 81 % стали меньше реализовывать просроченную молочную продукцию.
Такая динамика неизбежно ведёт к тому, что появляется больше пилотных проектов по маркировке. Например, с 15 марта 2024 года на добровольной основе можно начать маркировать строительные материалы, а с 1 апреля — печатную продукцию и отопительные приборы.
Маркировка приносит пользу потребителям — они могут проверить, что они покупают, и убедиться, что товар не является контрафактным и опасным.
Бизнесу же, безусловно, приходится нелегко: это и дополнительные издержки, и необходимость соблюдать требования, чтобы избежать штрафов. Но в целом, у добросовестных участников рынка есть понимание, что маркировка работает на благо, а не во вред. Законы же, в том числе и в торговле, меняются часто, а к изменениям привыкают.
Сложности могут возникнуть в начале пути работы с маркированными товарами. Когда процессы отлажены, есть всё необходимое для маркировки, становится понятнее и легче.
Кроме того, работать с маркированными товарами и соблюдать требования законодательства бизнесу помогают цифровые сервисы. Например, для отправки сведений о движении маркированных товаров нужен электронный документооборот. Сервис СФЕРА Курьер от СберКорус автоматически направляет сведения о движении маркированных товаров в Честный ЗНАК, когда контрагенты обмениваются электронными УПД.