Маркировка 7 лет назад и сегодня: что изменилось и как это повлияло на оборот товаров в России

#блог
Переходите на ЭДО
Моментально отправляйте и подписывайте юридически значимые документы с контрагентами

 

Определение «маркировка товаров» в законодательстве, регулирующем торговую деятельность, появилось 7 лет назад. Рассказываем, чем это обернулось для бизнеса, какие изменения в торговле произошли и какой результат дало внедрение обязательной маркировки. 

Для чего нужна была обязательная маркировка?

Цели внедрения обязательной маркировки товаров средствами идентификации, в том числе, описывает п. 7 ст. 8 Федерального закона о регулировании торговой деятельности № 381-ФЗ:

  • обеспечение законного оборота товаров;

  • защита прав потребителей;

  • предупреждение действий, которые вводят потребителей в заблуждение;

  • охрана жизни и здоровья человека;

  • защита общественной морали и правопорядка;

  • охрана окружающей среды, животного и растительного мира, культурных ценностей;

  • выполнение международных обязательств РФ;

  • обеспечение обороны страны и её безопасности. 

Кроме того, внедрение маркировки отдельных групп товаров было нужно для обеспечения честной конкуренции на рынке и защиты интересов добросовестных участников рынка, повышения прозрачности оборота товаров и устранение с рынка контрафакта. 

Ввод обязательной маркировки средствами идентификации сильнее всего отразился на производителях и импортёрах, поскольку именно они совершают больше действий по подготовке к реализации маркированных товаров: описывают товары в системе, заказывают коды, распечатывают их, наносят на товары. Остальные участники оборота — проверяют коды и направляют сведения о движении товара или выводе кодов из оборота. 

Как продвинулось дело с маркировкой с момента её внедрения?

На момент написания статьи есть 16 товарных категорий, подлежащих обязательной маркировке, два завершённых и 13 действующих экспериментов. Как показывает практика, после завершения пилотного проекта начинается обязательная маркировка товаров, участвовавших в эксперименте. А сами эксперименты дают возможность участникам того или иного товара без спешки подготовиться к внедрению обязательной маркировки и строгому соблюдению требований законодательства. 

В целом, перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке, утверждает Распоряжение Правительства РФ № 792-Р от 28.04.2018. Маркировка вводится постепенно. Однако ощутимое пополнение в системе маркировке отмечается в 2023 году, когда к ней подключили 15 новых групп товаров. В некоторые категории товары, которые необходимо наделять средствами идентификации, постепенно добавляются. Например, с 1 апреля 2024 года довольно сильно расширился перечень текстильных изделий, подлежащих маркировке. 

Как государство стимулирует участников рынка соблюдать требования маркировки?

Установлены административные штрафы за нарушения требований маркировки (15.12 КоАП РФ). Причём цифры серьёзные: за оборот алкоголя и табака без маркировки юридическое лицо могут оштрафовать до 500 тысяч рублей. 

Кроме того, за нарушения могут конфисковать товар, аннулировать лицензию, взыскать стоимость реализованного без маркировки товара, причинённые убытки и другие расходы. 

Роспотребнадзор проводит контрольные мероприятия: в 2023 году было проведено 3 874 проверки, в рамках которых выявлено почти 600 тысяч нарушений. Больше всего нарушений приходится на табачную и молочную продукцию. 

Что сейчас говорит статистика о работе системы маркировки?

Эксперимент по внедрению обязательной маркировки товаров считается успешным и эффективным. Честный ЗНАК на своём сайте периодически приводит аналитические данные. Исходя из информации, оборот товаров действительно становится более прозрачным и честным. Например, в 2023 году было продано в три раза меньше просроченных лекарств, продажи минеральной воды без разрешительной документации снизились на 98 %, на 81 % стали меньше реализовывать просроченную молочную продукцию. 

Такая динамика неизбежно ведёт к тому, что появляется больше пилотных проектов по маркировке. Например, с 15 марта 2024 года на добровольной основе можно начать маркировать строительные материалы, а с 1 апреля — печатную продукцию и отопительные приборы.  

Испытывает ли сложности бизнес при работе с маркированными товарами?

Маркировка приносит пользу потребителям — они могут проверить, что они покупают, и убедиться, что товар не является контрафактным и опасным. 

Бизнесу же, безусловно, приходится нелегко: это и дополнительные издержки, и необходимость соблюдать требования, чтобы избежать штрафов. Но в целом, у добросовестных участников рынка есть понимание, что маркировка работает на благо, а не во вред. Законы же, в том числе и в торговле, меняются часто, а к изменениям привыкают. 

Сложности могут возникнуть в начале пути работы с маркированными товарами. Когда процессы отлажены, есть всё необходимое для маркировки, становится понятнее и легче. 

Кроме того, работать с маркированными товарами и соблюдать требования законодательства бизнесу помогают цифровые сервисы. Например, для отправки сведений о движении маркированных товаров нужен электронный документооборот. Сервис СФЕРА Курьер от СберКорус автоматически направляет сведения о движении маркированных товаров в Честный ЗНАК, когда контрагенты обмениваются электронными УПД. 

За открытие счёта для ИП и ЮЛ в Сбере
Сервис электронного документооборота за 0 ₽ на год

Наши продукты

Читать также